Христианское наставление детям
Христианское наставление детям
                         "Духовные рецепты"
Христианская любовь к ближнему есть такое расположение души, по которому христианин не только не желает и не делает зла другим, но искренне и постоянно старается делать им добро.
Родители должны строго наблюдать за поведением своих детей, удалять их от всего худого, увещевать, исправлять и даже наказывать их, если не будет других средств заставить их уважать свою родительскую власть. (Притч. 13: 25, 19: 18,25). Кто не хочет наказывать своих детей, тот показывает недостаток своей любви к ним (Сир. 30:10-13).
Дети обязаны иметь и сохранять к своим родителям любовь, почитание и повиновение. Дети обязаны любить родителей, ибо они должны родителям после Бога всем - жизнью, воспитанием, содержанием (Флп. 2:22; Притч.15:20; Сир.3:14-18; 7:29-30). Всем сердцем твоим прославляй отца своего и мать (Сир. 7:29-30). Дети обязаны молиться за своих родителей во время их жизни и по смерти почитать их память. (Тов.4:3).
Против сыновней любви грешат те, кто питает в своем сердце отвращение, ненависть к родителям. Дети должны любить своих родителей, - имеют ли они какие-либо недостатки или не имеют их, добры или не добры к ним (Сир. 3:13-16).
Дети грешат против родителей, когда презирают их, говорят с ними грубо, отвечают им надменно, издеваются над их мнениями и советами и представляют их смешными, когда в их присутствии позволяют себе делать и говорить непристойности, когда сердятся на них, грозят им, когда обнаруживают перед другими их недостатки. «Кто злословит отца своего или матерь, смертию да умрет» (Исход 21:16).
Поднять руку на отца или мать есть гнуснейший и отвратительный грех. Кроме любви и почтения, дети должны оказывать родителям повиновение, которое должно быть всегда полное - по убеждению, что в лице родителей Сам Бог требует этого. Воля родителей должна быть правилом жизни детей? (Исх. 21:17).
Обязанности детей относительно родителей столь святы, что ни под каким видом не должны быть нарушаемы, хотя бы родители имели много недостатков. Дети, непокорные родителям, есть изверги природы, они враги рода человеческого. Бог угрожает таким людям бедствиями всякого рода и часто Его мщение постигает их еще в этой жизни. (Исх. 21:15; Лев. 20:9).
Грех в слове бывает не только тогда, когда ведутся разговоры, противные вере, благочестию, любви и правде, но и когда произносятся слова тщеславные, нетерпеливые, нескромные и праздные.
Не все наши познания и сведения следует сообщать ближним; об иных лучше молчать для пользы ближних. Есть время молчать и время говорить (Еккл.3:7). Долг любви к ближним требует молчать о всем том, что для слушающих может послужить во вред.
Когда родители наказывают детей словом или делом за какие-либо их проступки, они не должны роптать на них, но с любовью и смирением просить у них прощения за свою вину. Господь определил страшные наказания детям, которые родителей своих не почитают и обижают их.
Не самолюбие и не своекорыстие должны руководить христианкой в исполнении гражданских обязанностей, но желание блага ближнему, искренняя любовь к нему.
От чего рождается у человека недовольство своей участью? От неумеренных ожиданий, от неблагоразумного сравнения своей участи с участью других, от незнания, где искать себе довольство. Вечное Слово истины так поведало нам: Царствие Божие внутри вас есть (Лк.17:21).
Самолюбие девочки и женщины - излишнее к самой себе уважение, оно усиливается от недостатка самопознания, и возрастает в душе при внимании к льстивым похвалам от людей; корень его - гордость, свойственная нашей поврежденной природе.                                                   
Господь Бог дал нам язык и слово не для празднословия и сквернословия, а для того, чтобы выражать наши добрые чувства и мысли, чтобы выражать молитву и славословие Господу, Творцу, Промыслителю и Спасителю нашему. Мать, строго наблюдай за детьми своими и не оставляй без исправления, как только услышишь от них хотя бы одно гнилое слово.
Истинное смирение человека состоит в том, чтобы ничем не гордиться, ни на что не роптать, не оказывать ни неблагодарности, ни недовольства, и за все судьбы Божии благодарить и хвалить Бога, все дела Которого ознаменованы или правосудием или благостью.
Не должно быть человеку в счастье беспечному, потому что оно для души опаснее, нежели бедствие для тела. Счастье наносит вред человеку, отнимая у него силу для перенесения несчастий.
Отчего многие люди жалуются на мир сей? Оттого, что мир сей наполнен искушениями, и все, что ни окружает нас, ополчается, совокупно с растленной природой нашей, против нас: богатство развращает нравы, бедность выводит из терпения, счастье надмевает, несчастье крушит, знания напыщают, невежество окружает заблуждениями, здравие поддерживает страсти, немощи склоняют к нечувствительности или ропоту.
Что делать слабому и малодушному человеку, если в скорбях не владеет собой? Искать силы и утешения не в себе, а в Господе. Главное средство - молитва. Поэтому ничего нет лучше, как возбуждать в печальном сердце дух молитвенный.
Что делать жене, когда примечает в детях своенравие и своеволие? Оставлять эти капризы без исправления, значит обрекать близких сердцу на верное несчастье в жизни. Полагай пределы прихотям дитяти, обуздывай стремления его воли, приучай к лишению, нужде, терпению - и ты разовьешь нравственную силу, которая состоит в самообладании и с которой можно быть счастливым среди величайших жизненных  злоключений, твердым и несокрушимым среди самых бурных волн жизни.                                                                       
Мне кажется, что меня никто не любит и от этого чувствую какую-то душевную пустоту. Нынче люди терпят неудачи, потому что ищут любви к себе. Правильно же - не интересоваться, любят ли тебя, но любишь ли ты сама Христа и людей. (Старец Порфирий Афонский).
Гордость - это услаждение собственными совершенствами и предпочтение себя другим. Нет порока, который был бы так противен Господу, как гордость (Сир.10:7). От гордости рождается множество других грехов: самолюбие, самоослепление, своенравие и упрямство, презрение к другим, страсть осуждать, дух клеветы, зависть и злопамятство, лицемерие, неблагодарность к Богу, неповиновение начальству. И кроме того, гордость - это мать всех ересей.
Безропотное перенесение скорбей и бедствий при твердом уповании на Бога называется терпением. Следовательно, христиане должны с терпением нести крест, возложенный на них от Бога. (Рим.5: 3; 2 Петр.1:6; Ин.5:5).
Благоразумие - это знание того, что необходимо делать и чего следует избегать. Благоразумие избирает время, место, средства для достижения целей. Оно управляет всем в человеке, даже его словами, как относительно его самого, так и других.
Наказ мужу: тебе, господину, жену и детей надлежит учить: не лгать, не обижать, не осуждать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, никого не высмеивать, к старшим быть послушным и покорным, всякую обиду с благодарностью терпеть.
Родители, нужно заботиться о чадах своих, учить и страху Божию, и вежливости и всякому порядку. Если же дети грешат по родительскому небрежению, то о грехах детей родителям держать ответ в день Страшного Суда. Наказывай детей в отрочестве - упокоят тебя в старости твоей.
И не жалея бей ребенка: если прутом посечешь его, не умрет, но здоровей будет, ибо ты, наказывая тело, душу его избавляешь от смерти. Если дочери у тебя, будь с ними строг, тем сохранишь их от греха: чтобы не посрамила лица своего, пусть в послушании ходит, а не по своей воле, а то по глупости своей осквернит душу свою, будет всем знающим тебя в посмешище, и осрамишься перед множеством людей.
Каковы последствия праздности? Душа праздного человека со дня на день портится все более и более: чувство гаснет, рассудок становится слабым, воля леденеет, праздный человек не способен ни к чему трудному. Праздность не менее губительна и для тела. Слабость, изнеможения, преждевременная вялость и хилость и вследствие этого целый ряд болезней, - таковы обыкновенные последствия праздности.
Чада, слушайтесь заповедей Господних, любите отца своего и мать свою. Слушайте их и повинуйтесь им по-Божески во всем, и старость их чтите. И немощи их и скорби на себя берите, и благо вам будет, и долго будете жить. За это простятся вам грехи ваши, и от Бога помилованы будете, и от людей прославитесь, и дом ваш благословен будет навеки. И наследуются сыны сынам вашим, и достигнете старости маститой, в благоденствии дни свои проводя. Если же кто злословит или оскорбляет своих родителей, или клянет их, или ругается, тот пред Богом грешен, а от людей проклят. Кто бьет отца или мать, - да будет отлучен от Церкви и да умрет лютой смертью, ибо написано: «Отцовское проклятие иссушит, а материнское - искоренит».
Если сын или дочь непослушны отцу или матери, в погибель им будет и не доживут дней своих, если гневают отца и досаждают матери. Дети, делом и словом угождайте родителям своим, и они вас благословят: отчее благословение утвердит дом, а материнская молитва избавит от напасти.
Кто из родителей не хочет наказывать детей, тот показывает недостаток своей любви к ним (Сир.30:10-13).
Грех в слове бывает не только тогда, когда ведутся разговоры, противные вере, благочестию, любви и правде, но и когда произносятся слова тщеславные, нетерпеливые, нескромные и праздные. Грехи в слове истребляют в сердце человека страх Божий, ослабляют умиление сердечное, любовь к добродетели и важным занятиям, бывают причиной невоздержания, блуда, гнева, ненависти и мщения.
Обязанности христианина относительно славы ближнего: мы должны уважать во всяком человеке как его природу и назначение, так и его особые преимущества и дарования, не только нравственные, но и другие. Из этого вытекают следующие обязанности: 1) не презирать никого, как бы кто ни был беден дарованиями физическими или нравственными, но сожалеть о каждом и помогать по возможности. 2) иметь обо всех доброе мнение, если не будет веских причин для противоположного мнения; 3) смело защищать славу ближнего, когда ее подвергают сомнению или бесчестят; 4) указывать на дары и добродетели других (когда это возможно и прилично) тем лицам, милость и покровительство которых им нужны, и которые должны иметь о них истинное понятие. Весьма преступно хвалить людей заведомо недостойных из-за личных склонностей и пристрастий и оказывать им преимущество перед достойными на службе.
Мы должны помогать ближним нашим по крайней мере столько, сколько позволяют обстоятельства жизни нашей.
 
Нравственное богословие для мирян
  ЧТИ ОТЦА ТВОЕГО И МАТЕРЬ ТВОЮ ДА БЛАГО ТИ БУДЕТ, И ДА ДОЛГОЛЕТЕН БУДЕШЬ НА ЗЕМЛЕ
После Бога почитай и люби родителей, а за ними тех, которые тесно разделяют с тобой жизнь с какой-либо стороны.
Эта заповедь, пятая по числу, но первая в отношении к ближним, в особенности широка. Из ближних более всех имеют право на уважительность и любовь нашу родители наши, на которых в свою очередь лежат важнейшие обязанности к детям. Затем, в ближайшем к нам отношении находятся лица, как-либо заменяющие для нас родителей, например, старшие в семье, питатели, учителя и т.д., а потом - тесно разделяющие с нами жизнь домашнюю и общественную, и наконец - отцы в духовном смысле.
Холодность к родителям
    Одни только животные по прошествии некоторого времени забывают и совсем не узнают тех, которые родили их. Человеческая сыновняя любовь так естественна, что это есть первое чувство, которое возникает в человеке от младенчества его, первая добродетель, для которой развивается его сердце: любви к родителям заменить вполне не должна никакая другая любовь. И так грех не чувствовать и не выражать привязанности к родителям; например, непохвально во время разлуки с ними в некоторой мере не тосковать об них и совсем не писать к ним, а встретившись с ними после разлуки чуждаться горячих ласк их.
Явное отсутствие сыновней преданности - не защищать родителей перед другими, когда неправильно об них думают и отзываются.
Противно сыновней любви не оберегать родителей от малeйшей досады и неприятности, говоря или дeлая то, что как известно по характеру их - не понравится им, да и не должно понравится всякому благомыслящему. Несогласно с сыновнею любовью - быть только непредупредительным к родителям. Но всего хуже - говорить, будто «и совсeм не за что питать к отцу-матери чувство привязанности, будто долг их был воспитать тeх, которых они родили». В послeднем случаe выражается уже самое низкое чувство со стороны сына или дочери. Одна жизнь есть такое благо, за которое дeти никогда не могут отплатить родителям равным благодeянием. Прежде чeм дитя родится, сколько забот и осторожности должна имeть мать, чтоб сохранить его утробную жизнь! Сколько мук должна вытерпeть мать при рождении младенца. А затем, не родителям ли своим человек обязан сохранением своей жизни в дeтствe, знанием первой молитвы к Богу и т. д.?
НЕПОСЛУШАНИЕ ВОЛЕ РОДИТЕЛЕЙ.
Чада, послушайте своих родителей о Господe: сие бо есть праведно. Праведно, или справедливо, это во всех отношениях (Ефес. 6,). Таким образом, родители для детей лица священные, или как приставники от самого Бога. В их волe, которая (за редкими исключениями) бывает к дeтям доброжелательная, дeти могут видеть для себя выражение воли Божией. Долг сыновнего послушания им в слове Божиим и ставится, можно сказать, рядом с богопочтением; например, Господь Бог даже отказывается от принятия той жертвы, в которой дeти отнимают что-либо необходимое у своих родителей под предлогом дара или жертвоприношения Ему.
Сын непослушный в домe родительском и нигде не будет послушным, уступчивым, - ни в службe, ни в частной жизни, ни в общежитии. В доме родительском, пока не вышел в общественную жизнь, для него начальствeнные лица только отец да мать, и приятна ему должна быть такая зависимость: а потом пять-десять человeк вдруг может быть будут предъявлять ему исполнение своей воли - выражать пред ним по праву свои требования. И вот, если он не привык беспрекословно исполнять волю только двух естественных для него начальников - отца и матери: то как же тяжело покажется ему покорятся воле многих посторонних для него лиц, но влиятельных на его судьбу.
Добрые и умные родители так много дeлают для своих дeтей, столько перенесли и переносят ради дeтей изнурительных забот, бессонных ночей, что им принадлежит неотъемлемое право требовать чтобы дeти исполняли их волю, например, в выборе звания или службы.
Но если родители и порочны или сами не исполнили какого-либо важного долга в отношении к своим дeтям: этим не уничтожаются их права над дeтьми, только бы они требовали от дeтей законного. Зато в этом случаe сыновнее послушание получает еще большую цену. Или если дeти сдeлались уже самостоятельными - все же в отношении к родителям не перестали и до гроба не перестанут быть детьми, и таким образом, не освобождаются от сыновнего послушания.
Словом, послушание родителям - такая естественная и священная обязанность, что непокорность, упорство пред ними, когда они благонамеренно и согласно с зако-ном Божиим чего-либо требуют или к чему-либо убеждают своих детей, или непризнающее совсем над собой их прав числятся между признаками последних грешников). Отсюда и суд Церкви непокорным детям самый грозный: родителей своих всегда благочестиво слушай, иначе при жизни и при смерти проклят да будешь). 0, какой же это страшный грех - непокорность, противление родителям! Всем сердцем твоим прославляй отца твоего. Деду, прадеду и бабушке, с их сединами и старостью, следует воздавать свое уважение.
Затем, грех не отдавать родителям того особого почтения, какое выражают к ним и посторонние лица по особенному их званию и которое вдвойне требовалось бы от детей. Грех отвечать им колко, с криком, с насмешливой улыбкой или в насмешливом тоне. Грех без всякой нужды противоречить им. Грех только лишь с угрюмым взглядом обращаться к ним, только лишь не выражать к их положению особенного участия, вообще - не показывать пред ними сыновней ласки.
Грех делать родителям укоризны за их недостатки, между тем как они терпели же слабости своих детей, были же снисходительны к детям, когда они в отрочестве досаждали им своим упрямством или шалостями. Грех осуждать их, или переговаривать в своем семейном кругу, между братьями и сестрами, особенно упрекать их.
Напрасно, например, в скупости на одежду для детей, между тем как для больших обнов детям они не имеют средств, не говоря о том, что каждое и малое сбережение, которое осталось бы от них, пошло бы детям же. Грех укорять родителей в духовных делах их, например, богомолье, в милостынях, когда по поводу этих дел сторонние лица глумятся над ними и ропщут на них.
Все эти виды непочтительного обхождения с родителями отнюдь не мелочь, и не извиняются со стороны детей ни близостью или короткостью отношений к ним отца-матери, ни такою надеждою, будто добрые родители не взыщут за грубость единственного может быть сына или дочери. Грех оправдывать свою неласковость угрюмостью и молчаливостью самих родителей: например, под старость лет родителям и свойственно быть угрюмыми или молчаливыми вследствие забот, болезней, огорчений в жизни; а зачем же молодым-то детям смотреть на это и платить в отношении к родителям намеренно тою же монетою.
Наконец, когда грубое обхождение с родителями доходит до ругательных слов, прямо в глаза или заочно (у иных скверною матернею бранью или только в присут-ствии других малых детей их); когда сын или дочь, по примеру Хама, посмеиваются над родителями в том или другом положении их, когда порочат родителей пред посторонними лицами или в постороннем доме, разглашая об них худые в вести; - тогда припоминается древний закон: кто злословит отца своего или матерь свою, смертью да умрет.
Пренебрежение родительскими молитвами и благословением. Кто имеет у себя отцом человека благочестивого или матерью женщину богобоязненную; тот прямо может смотреть на свое благополучие, как на плод усердных молитв об нем отца или матери. Благословение же родительское столь дорого, что Исав, и не совсем благонравный сын, поднял громкий и жалостный плач, когда узнал, что вместо него воспользовался благословением брат его). Важная эта тайна, почему молитвы и благословение родителей сильно действуют. За болезненные труды родителей по рождению и воспитанию детей Господь Бог дает им награду: проявлять особенную благодетельную силу на своих детей.
Они - родители, несомненно, бывают орудиями творческой и промыслительной силы Божией в отношении к своим детям, и отсюда урок для детей видеть в них божественную к себе благость, всеблагой промысел о себе Отца небесного. И так не разумны и грешат пред Богом дети, если даже и не представляют себе, что об них молятся каждый день родители, если не признают особенной силы молитв родительских за них в особенном каком-либо положении.
Когда дети (пусть и несовершеннолетние, но уже понимающие), не молятся о здравии и долголетней жизни родителей: это значит, что они не дорожат собственным  благополучием; потому что в здоровье родителей должны видеть обеспечение своей участи. А молитвы о родителях детей вполне возрастных или самостоятельно живущих, как во всякое время, так особенно в день именин отца или матери за литургией, за молебном, - должны быть выполняемы еще больше с искренним побуждением. Потому что эти дети вполне уже могут сознавать, что родители - первые в мире для них благодетели.
Взрослые дети должны молиться не о здоровье только или долголетии своих родителей, но и о том, чтоб родителям их достигнуть вечного спасения. Что же до отцепроклятия, то оно свойственно только самому злому сыну. Оно показывает в сыне или дочери даже чудовище злости и, без сомнения, не имеет своей силы, а обращается на голову того же, кто произносит его. (Пртч. 30)
Так как родители, «прожив свой век», приобрели много опытности, и так как к ним-то ближе, чем ко всякому другому, относится счастье и несчастье их детей, следовательно советы и наставления их детям не могут быть не искренними. То долг детей верить их совету, а не предпочитать им посторонних советников, хоть бы иногда совет их был совершенно в разрез советам последних. Долг детей - просить родительских наставлений на каждое такое дело, которое ново и при новости своей весьма важно или только представляется сомнительным и затруднительным. Особенно так дети должны обращаться к своим родителям до совершеннолетия своего или до выхода из опеки их.
Но где же внимание и доверие родителям - бегать или уклоняться под разными предлогами от разговора с ними, как только они хотят дать совет, как намерены сделать замечание, как начнут беседовать о духовном, чтоб предостеречь детей от суетности и вольности, от ошибок в действиях? Где искренность сыновняя - отде-лываться от родительских наставлений одним молчанием, не убеждаясь в душе этими наставлениями?
    Равным образом вина - завтра же забывать, что вчера было сказано родителями в урок и на что изъявлено сердечное сочувствие. Вина не помнить того, против чего родители с особенною заботливостью убеждали (например не курить бы табаку, не есть по постам скоромное). Можно еще забыть что-либо другое или слова посторонних лиц, но не заказ родительский. Нет, добрые отеческие советы надобно помнить и после смерти отца.
 
Выходы или отлучки из дома без ведома родителей.
Дети несовершеннолетние должны пускаться на каждый свой выход или выезд из дома, на каждое свое свидание вне дома, как только спросившись у отца или матери, а за отсутствием того и другого из родителей, у старшего в семье. Они должны так делать тем более, если сами родители требуют спрашивать у них и если отлучка предполагается продолжительная, несколько часов или дней. Совершеннолетние же дети, живущие в доме родительском, по крайней мере, могут сказать о себе: куда и на сколько времени они отлучаются. Это необходимо для родителей, которые могут нуждаться в их помощи во время отлучки их. Но более необходимо и полезно это для самих детей.
Когда каждый шаг из дома дети будут делать с позволения или только с ведома родителей, тогда они больше будут чувствовать свою зависимость от родителей: а такое чувство и естественно и для доброго сына или дочери приятно. Тогда каждый же шаг будет сопровождаться для детей родительским благословением, следовательно и большим успехом. Тогда меньше будет допущено ненужных или вредных отлучек, пустых свиданий. Как спокойно идти или ехать куда-либо с такою мыслью, что родители о том знают и на то дали позволение! Но грешат, грешат дети, если по самоволию, по гордости или дерзости отлучаются из дома родительского без всякого спроса. Не возвратясь иной раз до позднего вечера, а иногда и несколько дней, - положим только с прогулки или отдыха, они тем наводят на большое беспокойство своих заботливых родителей.
Строгость и наказания родительские так же необходимы до совершеннолетия детей, как неизбежен в людях первородный грех и как необходимо противодейство-вать почти на каждом шагу проявлениям этого греха в детях. А что, действительно, и малолетние дети по природе своей склонны ко греху - пример этого можно видеть особенно из злого чувства зависти, которое нередко и в детской натуре обнаруживается. Так, зависть замечалась даже в молочных братьях (значит - в младенцах), которые питались одновременно грудью своей матери.
Эта прирожденная наклонность к злу, существующая в детях только в возможности, или как только затаенная способность и сила, и легко пробуждается в них, легко переходит в действительные злые чувствования и деяния; если к тому и другому греху они будут иметь поводы, внешние впечатления. А как все такие поводы и впечатления не могут быть устранены от детей, и следовательно зачатки прирожденного зла, в силу их, без труда могут развиваться в детях, например ложь: то мало одной внимательности и осторожности в обращении с детьми, чтоб они не усвоили себе чего-либо худого. Нет - требуется и насильственное удержание их от зла.
Сам Господь Бог, воспитывая человечество, употребляет наказания, и когда Он наказывает кого, это признается доказательством или признаком Его отеческой любви. И так, называть строгость родителей злоупотреблением их власти, капризом их характера, настоящим тиранством, вредною системою устрашения или же объяснять их строгость одним невежеством их - тоже своего рода невежественность. Напротив, должны дети оставаться благодарными за родительскую строгость, как за время первоначального воспитания своего, так и в последующем затем времени.
Пусть иногда и при строгости не выходит умным сын, но без строгости он вышел бы еще хуже. А потом, если б и действительно отец-мать допускали иногда излишние или неправильные взыскания, а увлекались чрезмерным гневом при наказании или только по поводу гнева - то своего, происшедшего может быть от посторонних причин, и наказывали, дети не должны мстить им за это впоследствии времени холодностью, упреками, жалобами пред кем-либо.
Почему не должны? Потому что и суровая строгость в родителях бывает невинною, так как происходит от любви к детям. Если иногда и очень строго, круто поступит отец с виновным сыном или виновною дочерью, - этим показывается только то, что он разом хочет остановить зло, но уже никак не равнодушно или беспечно относится к злу; наконец, кто неумолим к своему отцу или матери, злопамятствуя на несправедливости их к себе при воспитании, тот к кому когда будет снисходителен? 
Подобно блудному сыну поступают все те, которые отделяются от дома родительского совершенно без нужды и против желания родителей, по исканию себе одной свободы, только в угоду молодой жене или тестям. Нередко и эти дети-то тоже самое испытывают, что испытал блудный сын. Отделившись от отца, они терпят различные нужды и неудобства в своей жизни или в помещении. Не в силах бывают жить особым хозяйством; а если раньше вели себя слабо, то еще более ослабевают в поведении. Зло на этот раз бывает ответственнее, что часто и родители, оставленные одни, затрудняются в своем домоводстве или только скорбят о жизни врозь с детьми.   
  Грех покинуть отца в несчастии каком-либо, например, когда бы он, препровождаемый за свои преступления в ссылку, желал проститься с сыном или дочерью, а дети по стыдливости или в чувстве презрения не хотели бы прийти к нему.
Грех также покинуть родителей в болезненном их состоянии, не лечить их, когда есть возможность полечить, не ухаживать за ними во время болезни: не покидали же они сами детей, когда дети были слабыми младенцами, - ласкали и утешали они детей, когда дети скучали. Да и болезни их, может быть, пришли от детей же, т. е. после трудного деторождения или трудных забот и работ, чтоб пропитать и воспитать свою семью.
Грех отказывать же родителям при старости лет их в пище, одежде и помещении у себя (пускать по миру) или же (всего чаще) пропитывая их роптать, что они долго живут и отягощают своим содержанием, повелительно или свысока обходиться с ними, как своими нахлебниками - все это какое низкое своекорыстие и неестественное жестокосердие! Нет, нужно бы помнить, что беспомощные и престарелые родители естественно возвращаются к младенчеству, и дети должны быть для них тем же, что они были для детей в младенчестве последних.
    Нужно бы дорожить в своем доме сокровищем, которое на сей раз составляют для детей престарелые или убогие родители. Рады были бы сын и дочь потом, как умрут их родители, успокоить их, но уже некого будет покоить. Нужно бы христианину не забывать того примера, как Господь Иисус Христос, когда уже висел на кресте и сам весь был в болезнях, выразил заботу о своей Матери.