Скарлетт: красавица или чудовище
Скарлетт: красавица или чудовище?
(Унесенные ветром)
Поведение Скарлетт в значительной степени было обусловлено особенностями ее личности: психологическими, мировоззренческими, духовными, нравственными. Возникает вопрос о том, а почему она выросла такой, мягко говоря, своеобразной натурой. Ведь ее сестры, которых воспитывали, по большому счету, аналогично, не стали такими стервозными. В чем специфика ситуации? Ответ, как ни странно, прост. Именно потому, что родители воспитывали ее также, как и других своих детей. В то время, как ее-то нужно было воспитывать совсем иначе. Хотя бы для того, чтобы она получилась такой же добродетельной, как и ее сестры. Психология воспитательного процесса, направленного персонально в ее адрес, должна была быть более сложной и изощренной, более продуманной и многогранной.
Способны ли были ее родители в принципе обеспечить такого рода воспитание - это уже другая сторона медали. Большое подсобное хозяйство и большая семья - все это требовало от родителей гигантского количества времени и сил. Поэтому на особые психологические тонкости и изощрения у них просто-напросто не оставалось ни физических, ни умственных, ни душевных сил. А няня, занимающаяся бытовыми вопросами бытия детей, к сожалению, не имела должного авторитета в глазах Скарлетт. Поэтому многие мудрые наставления и рекомендации, высказанные ею в адрес Скарлетт, остались с ее стороны совершенно безо всякого внимания. Что называется, "в одно ухо влетело, а в другое - вылетело".
Родители не разглядели того, что растят психологическое и нравственное чудовище, считающее всех окружающих обязанными угождать ей всегда и во всем. Потребительская доминанта ее психологии и мировоззрения не только не корректировалась ее родителями, но с их невольного молчаливого согласия весьма активно стимулировалась в своем патологическом и, в конечном счете, злокачественном развитии. Это росло не просто чудовище - это был дракон с пятью или семью головами, каждая из которых была предельно агрессивна и злобна. И этот отрицательный потенциал каждой из голов усиливался от их одновременного коллективного существования не только количественно, пропорционально числу голов, но и в значительной степени качественно. Причем не на 10-20%, а на 50-70%.
Можно себе представить, что это был за громадный кусок концентрированного зла. Подобный большому куску урана, который убивает не только при взрыве, но и во внешне спокойном состоянии, облучая все живое вокруг, медленно и непрерывно, безжалостно уничтожая все, что дышит и движется.
Что же давало основание Скарлетт с детских лет считать себя лучше других сестер и прочих ровесниц? В основе ее обостренного самолюбия, переросшего в чрезмерную личностную, человеческую и женскую амбициозность, лежала всего лишь симпатичная мордашка. Скарлетт чисто внешне была симпатичнее и привлекательнее большинства своих ровесниц. Ее естественная потребность в чувстве собственной значимости постепенно и, вроде бы незаметно,  перешла в ярко выраженную самовлюбленность и самоуверенность. Родители вольно и невольно создали ей имидж первой красавицы в доме, потом в округе. Многие соседи, желая сделать приятное родителям Скарлетт, также многократно и регулярно, настойчиво и, в некотором смысле, целеустремленно высказывали аналогичные мысли. И даже, если при этом Скарлетт и не присутствовала, то она нередко подслушивала разговоры своих родителей, сестер и служанок между собой, в которых они не только не только так или иначе высказывали свое мнение и впечатление о внешности Скарлетт, но и передавали друг другу мнение другие людей. В результате у Скарлетт возникла иллюзия, что она самая лучшая во всей округе и поэтому заслуживает самого лучшего к себе отношения.
Родители так и не смогли привить ей мысль, что ценность человека определяется не внешними данными, какими бы хорошими и замечательными они не были, а чисто человеческими добродетелями. В первую очередь, добротой и нежностью, внимательностью и чуткостью, альтруизмом и душевной щедростью, великодушием и снисходительностью к чужим слабостям и недостаткам, способностью к сопереживанию и состраданию, возвышенностью и чистотой мыслей и чувств. А способность тонко и изощренно плести интриги, пускаться во всевозможные авантюры, эгоистически манипулировать окружающими, проницательно выбирать наиболее слабых жертв для своих козней, а также выявлять наиболее слабые места в личности того или иного человека для нанесения коварного удара в спину - это не повод для гордости. Это, в лучшем случае, достоинства чисто умственного характера, но ни в коем случае, не нравственного, и, тем более, не духовного плана. В то время, как  общественное мнение ценит, в первую очередь, нравственность человека, а уже потом его прочие таланты и способности, какими бы яркими и неординарными они не были.
Изначально система нравственных и духовных ценностей Скарлетт была в значительной степени искажена и деформирована. Она жила по принципу "цель оправдывает средства" или "хорошо лишь то, что хорошо для меня".
Способность к психологическому прогнозированию (когда на основе лишь некоторых психологических данных обстановки или личности составляется серьезный и основательный, логический философско-психологический наиболее вероятный положительный или отрицательный прогноз на будущее), которой как раз и не было у родителей Скарлетт, видимо является одной из весьма редко встречающихся. Так как составляет обычно один из элементов истинной жизненной мудрости (не формального интеллекта, опирающегося хоть на десяток дипломов и аттестатов, а именно мудрости), встречающихся даже у интеллигенции (которая почему-то ошибочно полагает, что между уровнем интеллекта и степенью мудрости существует прямо пропорциональная зависимость, т.е. чем выше интеллект, тем больше мудрость; на самом деле, это всего лишь чисто внешне приятная и удобная иллюзия для самоуспокоения и самоутешения, самореабилитации и самовознесения на иллюзорный воображаемый пьедестал) встречается всего лишь в 2-3 случаях на 1000. 
И это не теоретическая выкладка, а результат более 20-летних наблюдений и исследований. Каждому человеку приятно думать, что и он является обладателем высокого интеллекта и мудрости, но почти всегда серия серьезных испытаний, возникших на жизненном пути конкретного человека, предельно наглядно выявляет  реальность, суть которой прямо противоположна той, что декларируют претенденты на обладание мудрости не только окружающим, но, что еще более драматично, и самим себе. Уровень объективности и самокритичности у большинства людей во все времена, мягко говоря, оставлял желать лучшего.
Другой вопрос, что плохую оценку по очередному жизненному экзамену большинство людей относит не к своим реальным способностям и талантам, а к так называемым неблагоприятным стечениям житейских обстоятельств. Тот факт, что такого рода житейские обстоятельства, в лучшем случае, повторяются с неотвратимой регулярностью, а в худшем, - составляет основу жизни конкретного человека, ни на какие серьезные и основательные размышления или хотя бы сомнения последнего не наводят.
И это, как ни парадоксально, закономерно. Люди пожизненно варятся в собственном соку и ходят по замкнутому кругу, так как у них нет ни сил, ни возможностей вырваться из сложившегося положения вещей. У одних это происходит из-за того, что нет должного интеллекта, чтобы проанализировать столь сложные и противоречивые, многослойные и многогранные, своеобразные и проблемные явления. У других нет необходимого для этого творческого начала, обеспечивающего мощность и неординарность мышления. У третьих преобладает душевная лень. И поэтому самоанализ высокой степени продуктивности для них невозможен в принципе. Мышцы души нуждаются в такой же тренировке, регулярной и достаточно интенсивной, как и мышцы ума, духа и тела.
У четвертых для бесстрастной оценки своих недостатков и ошибок, заблуждений и недоделок, да и всего несовершенства их личности в его неприглядности, а порой и отвратительности, не хватает элементарного мужества. Потому что, скорее всего, никто и никогда не говорил им о том, что мужество в общении с самим собой - это свойство во много раз более ценное и редкое, трудно достижимое, чем внешнее мужество, когда тебя так или иначе воспринимают окружающие. И дают тебе соответствующую оценку, которая в дальнейшем становится достоянием общественного мнения, таким образом укрепляя и улучшая имидж конкретной личности, проявившей внешнее мужество.
Не зря же народная мудрость гласит, что "богатырь - это не тот, кто победил тысячу раз по тысяче богатырей, а тот, кто один раз победил самого себя"… Одним словом, для появления самокритичности необходимо одновременное присутствие целого комплекта весьма редких качеств, что делает вероятность такого сочетания еще более малой, менее 1%.
На примере Скарлетт мы можем наиболее ярко и отчетливо увидеть с формальной точки зрения парадоксальную ситуацию: красавица и чудовище в одном лице. Насколько симпатична Скарлетт внешне, настолько она отвратительна с нравственной точки зрения. Потому что для нее нет ничего святого вообще. Нет достойных авторитетов, нет каких-либо нравственных и духовных принципов, как основополагающего фундамента для личности хотя бы с самой минимальной степенью гармоничности.
Не может ребенок и подросток вырасти приличным человеком, если у него нет авторитетного лица, к мнению которого он бы прислушивался, чье мнение было бы веским и значительным, не подвергающимся сомнению в принципе. В результате воспитания без должного контроля и коррекции личности на примере Скарлетт мы видим интенсивное развитие многих отрицательных качеств. Это импульсивность и сумасбродство, пренебрежение и равнодушие к интересам и проблемам других людей, примитивный рационализм, изощренный эгоцентризм (эгоизм по качественным и количественным характеристикам во второй степени), безграничная самовлюбленность и самоуверенность, капризность и привередливость, завистливость и злопамятность, жестокость и периодическая грубость, принципиальное нежелание признавать свои ошибки, не говоря уже о том, чтобы хоть как-то компенсировать нанесенный ею моральный и материальный ущерб окружающим. Это также своенравность и упрямство, демонстративность и экзальтированность, экстравагантность и легкомысленность, лживость и лицемерие, двойственность и переменчивость, болезненное самолюбие, неумение и нежелание устанавливать прочные человеческие отношения с ориентиром на дальнюю перспективу, пренебрежение к вечным и универсальным духовным законам человеческого бытия. Все это и многое другое постепенно, но неуклонно формировали судьбу Скарлетт.
Человек такого духовного типа не может быть счастливым ни при каких обстоятельствах даже чисто теоретически. Потому что мало того, что она была дисгармоничной личностью, она еще постоянно и усиленной сеяла вокруг себя зло, практически никогда не терзаясь угрызениями совести, раскаянием, не говоря уже о покаянии. И тут уместно вспомнить поговорку: "посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу". Никому и никогда не разрешалось пренебрегать законами Высших Сил. За подобное поведение человек, группа людей, народ или государство всегда сурово и неотвратимо наказывались как самозванцы, пытающиеся жить вопреки главному направлению жизни.
А ведь начало было таким хорошим. Скарлетт имела неплохие умственные задатки, стройную фигурку и симпатичную мордашку, обладала определенной психологической тонкостью, была не лишена чувства эстетики (правда применительно только к внешним аспектам жизни - предметам роскоши и развлечения). Пренебрегая, как не покажется странным и даже парадоксальным, самой главной и самой ценной эстетикой - применительно к своим чувствам и мыслям, желаниям и стремлениям, решениям и поступкам. Семья ее родителей обладала высоким авторитетом в общественном мнении. У нее был ряд способностей, которые, при желании, могли бы украсить любую личность. Но для нее было безразлично как мнение родных и близких, так и всех остальных людей. В удовлетворении своих сиюминутных капризов и прихотей она жила лишь сегодняшним днем.
О возможных и весьма вероятных последствиях и осложнениях при этом она и думать не хотела. В отдельных экстраординарных ситуациях такое поведение, быть может, имеет смысл. Но, как основная и постоянная линия поведения в жизни вообще, оно неприемлемо. Потому что является тупиковым вариантом как в плане развития личности человека, так и относительно развития его судьбы.
Итоговый драматизм жизни Скарлетт был обусловлен отсутствием не только внешнего (постороннего) цензора ее мыслей и чувств, поступков и решений, но и внутреннего - совести. А уже один этот момент в значительной степени определяет большое нравственное и психологическое уродство человека. Только тот человек, который хотя бы с умеренных позиций строгости и бесстрастности оценивает все элементы своего внешнего и внутреннего бытия, заслуживает минимальной симпатии и уважения. А если имеет место вседозволенность, сознательная и целенаправленная, то такой человек заслуживает с духовных позиций сожаления, а с психологических - презрения.
Нравственное уродство в сравнении с физическим имеет совершенно иную природу: физическое возникает чаще всего вопреки воле и желанию человека, поэтому не может быть поставлено ему в укор (особенно, если оно врожденное). А вот нравственное уродство - это то, что человек сделал с собой сам, по своему сознательному желанию и воле. И поэтому ни о каком великодушии и снисходительности речи тут быть не может. Ибо от физического уродства человек страдает сам, а от нравственного уродства, как правило, страдают, в первую очередь, окружающие. Неудачи и поражения, которые получает нравственный урод, он относит не на свой счет, а на счет несовершенства окружающего мира, отсутствия благородства и порядочности, доброты и понимания у других людей. При этом нравственный урод с очень большим и настойчивым энтузиазмом переносит все свои самые страшные и злокачественные пороки на других, не уставая обличать всех остальных, всячески оправдывая себя, изображая из себя жертву несправедливости и злобности всего человечества.
А зло-то как раз и участвует в его жизни. Только зло его собственное, которое как мощный магнит притягивает к себе злых духов всех категорий и мастей. А уж они постараются и жизнь такого человека и его душу превратить в банкетный стол для себя, где в качестве изощренных яств для них выступают самые неприятные и деструктивные мысли и чувства этого человека: ненависти и мести, зависти и ревности, раздражения и озлобления,  агрессивности и конфликтности, ощущения непризнанного гения, желания другим неприятностей и бед, неудач и проблем, поражения и душевного дискомфорта.
И чем больше человек вольно или невольно ублажает этих злых духов, тем в большей степени становится их рабом. Причем, чаще всего, рабом пожизненным. Ибо насытить этих злых духов невозможно в принципе, так как чем больше их подпитываешь, тем больше у них возникают аппетиты. И так до бесконечности. Именно поэтому нравственное уродство - это пожизненное состояние, так как злые духи старательно ссорят нравственного урода со всеми людьми, которые могут помочь в борьбе человека с его злыми духами даже в самой незначительной степени. А справиться в одиночку не дано никому. Как и самому понять, что находишься во власти злых духов, не говоря уже о том, в какой степени попал под власть того или иного конкретного злого духа.
Тут нужен человек, обладающий принципиально более высоким уровнем мудрости. И который не только чисто теоретически знает и понимает особенности и закономерности отношений со злыми духами, а имеет личный практический опыт общения с ними. Причем, как наедине с собой, так и по отношению к этим энергетическим вампирам, живущим в других людях.
При этом нужно правильно представлять степень сложности и трудности работы такого рода, как и степень ее важности и ценности (хотя бы примерно) для человека, которому помогают уменьшить влияние злых духов на его характер и жизнь, ум и душу, тело и дух. Проблемность ситуации заключается в том, что полностью освободиться от этих спутников нашей жизни и нашего подсознания никому не дано. И в идеальном случае, человек может научиться своевременно распознавать попытку воздействия на него со стороны злых духов. Они пытаются обычно выдать свои мысли и чувства, желания и стремления за продукт, который был произведен самим человеком. И поэтому вроде бы не требующим особого контроля и коррекции. По степени хитрости и сообразительности, изобретательности и коварства, психологической изощренности и фантастической артистичности, лицемерия и лживости самый примитивный злой дух на несколько порядков превосходит самого последнего негодяя и подлеца, авантюриста и интригана в человеческом обличье.
Одним из основных законов жизни является закон причин и следствий, согласно которому все, что мы чувствуем и думаем, делаем или не делаем, так или иначе пополняем либо мировое зло либо мировое добро. А в дальнейшем обязательно к нам возвращается в виде реакции Высших Сил в виде соответствующего по своей сути подарка. Сделали, таким образом, что-то плохое, потом получили его сами (во многих случаях в двух-трех-кратном размере). Скарлетт лишила двух своих сестер мужей, а в итоге сама осталась в полном одиночестве, что, учитывая ее болезненное самолюбие, было для нее еще более неприятным и драматичным, чем для ее сестер. И уже никто не хотел принимать какое-либо участие в жизни и судьбе Скарлетт, ибо она никому никогда не сделал ничего хорошего бескорыстно. И поэтому не могла рассчитывать на доброе отношение к себе.
И это не случайно, а закономерно. Ибо вот тут-то и важен момент наличия бескорыстности и альтруизма.  Если они имеют место быть, то в свое время и мы, возможно, получим что-то хорошее. Но если мы из лени, эгоизма и прочих отрицательных мыслей и чувств не сделали что-то хорошее другим людям, то и сами не должны ожидать и претендовать на подарки судьбы приятного характера. И чем больше у нас уровень запросов к жизни, тем чаще и больше мы должны делать добро тем, кто в нем нуждается. Подарки жизни, как победы и достижения, радости и праздники - все это урожай плодов в нашем духовном саду. Что мы посеяли, то и соберем. Насколько усердно и добросовестно, активно и трудолюбиво мы ухаживали за будущим урожаем, в такой степени мы его и получим.
Конечно, не всегда данная ситуация развивается столь четко и однозначно, но "без труда не вытащишь рыбки из пруда". По крайней мере, большую и вкусную. А если человек живет только в свое удовольствие, не желая делать никому ничего доброго и хорошего, то Жизнь будет периодически наказывать его все сильнее и больше, все чаще и драматичнее, пока человек не одумается и не изменится. Если же человек уже превратился в необратимого нравственного урода, то Жизнь стремится в максимальной мере ограничить сферу его влияния и воздействия (отворачиваются близкие и родные или они умирают), вплоть до смерти в любом возрасте самого урода. Достаточно вспомнить смерть дочери Скарлетт и выкидыш вторым ребенком. Видимо Жизнь решила, что из дочери растет нравственно дисгармоничный человек, а духовное состояние самой Скарлетт на момент ее беременности в принципе препятствует рождению и развитию нравственно нормального человека.
И тут не важно то, что знает человек этот закон или нет, согласен он с ним или нет, применяет в своей жизни или нет. Высшие Силы реагируют всегда однозначно. Не всегда на следующий день, но обязательно реагируют. Логику высших Сил не дано понять обычному смертному. Поэтому возмущаться по поводу безнаказанности безнравственных людей не стоит. Не говоря уже о том, чтобы брать на себя роль судьи и прокурора, выносящих решение о наказании и исполняющих его.
К сожалению, Скарлетт никто не объяснил, что красивая внешность - это один из авансов, которые дают человеку Высшие Силы. Личной заслуги конкретного человека в этом нет. Как нет и повода для чрезмерного самолюбования и гордыни. Если человек не понимает (или не желает понимать, что является еще более вызывающим явлением, потому что творящий по незнанию совершает проступок, а творящий зло и знающий, что творит зло, совершает уже духовное преступление), что его привлекательная внешность - это аванс, который нужно пожизненно отрабатывать, исходя из принципа "таланты и способности даны для пользы, в первую очередь, окружающим, (для того чтобы сделать жизнь вообще более приятной и гармоничной), а уже потом и самому человеку", то его жизнь будет нагромождением проблем и неприятностей.
Чем более яркая внешность и прочие врожденные таланты имеют место быть, тем интенсивнее нужно человеку-обладателю трудиться на общее благо. При этом, ни в коем случае не создавая ситуаций, когда удовлетворение личных желаний и потребностей, интересов и прихотей идет в противоречие с общественной нравственностью или наносит прямой или косвенный ущерб хотя бы одному человеку. Если же человек не желает понимать ни самого факта наличия личного долга перед Высшими Силами, ни величины этого долга, то он обречен.
Чувство должника перед конкретным человеком - это не самое приятное состояние, поэтому понятно закономерное желание большинства из нас избегать ситуаций, когда мы что-то кому-то должны. И, тем более, должны длительное время.
Но здесь ситуация принципиально иная. Быть должником Высших Сил - это значит, в первую очередь, находиться в некотором смысле в определенном сотрудничестве с ними. Ведь многим из нас было бы приятно ощущать себя человеком, помогающим министру или президенту. А Высшие Силы - это партнеры, условно говоря, находящиеся несоизмеримо выше, чем президент самой могущественной страны в мире. Высшие Силы потому и называются Высшими, что выше них уже нет никого. И поэтому все положительные характеристики их максимальны, особенно такие, как мудрость, могущественность, сила, информированность абсолютно обо всем и всегда, способность легко читать все наши мысли и чувства, желания и стремления. Причем, не только в данный настоящий момент, но и ретроспективно из нашей же памяти с момента нашего появления на свет. Их нельзя обмануть или купить, войти с ними в сделку, ввести в заблуждение, переубедить или навязать свою волю или желание.
Каждый из нас должен знать и понимать, что большинство событий нашей жизни расписано задолго до нашего рождения. Жизнь как бы помещает нас в свой замысловатый лабиринт, в котором мы сами, по своей воле выбираем направление движения. А вот то, что ожидает человека, если он идет направо или налево, вперед или назад, - все это уже существует и в вполне конкретном виде. Это как путешествие по незнакомому городу. Направо пойдешь - попадешь, условно говоря, к театру. Налево пойдешь - к кладбищу придешь. Прямо пойдешь - к школе. Решение о направлении движения разрешено принимать нам самим. А вот то, что будет следовать за ним, - это мы уже изменить не можем.
В отдельных случаях, в предельно проблемных или тупиковых ситуациях, человек может принять определенный обет (клятву, обещание и т.п.). И это изменит систему координат движения человека. Например, будучи смертельно больным, человек дает Богу обещание, что если он останется жить, то посвятит свою жизнь служению Богу в качестве священника, монаха и т.д. Конечно же, проблема не решается окончательно только от одного обещания. Если человек дал обещание, выздоровел, избежал опасности и т.д., но не стал свое обещание выполнять, то Всевышний либо опять пошлет ему эту же болезнь, но в более тяжелой форме, либо просто заберет к себе, как неисправимого грешника. Проблема будет решена лишь после того, как человек выполнит свое обещание на деле. И никакие отговорки тут не пройдут. Поэтому перед тем, как давать такой обет, нужно очень основательно и серьезно подумать о том, а сможете ли вы его выполнить. И выполнить не как попало, а весьма прилично и достойно.
Если человек даже невольно сделал кому-то плохо, но осознал свою ошибку, раскаялся в ней и принял решение компенсировать, как минимум в полной мере, а лучше с некоторым дополнительным запасом в 20-50%, причиненный ущерб и воплотил его в жизнь, то Высшие Силы могут изменить свое решение о наказании. Они могут его отсрочить, смягчить или отменить вообще, в зависимости от того, какого рода психологическая и духовная метаморфоза произошла с человеком после совершения проступка и осознания его. Учитывается при этом не только чисто внешняя сторона поведения человека, но и его внутреннее состояние. Ибо есть много хороших актеров и лицемеров, которые на словах стремятся быть чуть ли не ангелами, а на деле продолжают делать прямо противоположное декларируемому. Обмануть можно только людей, но не Высшие Силы, которые видят все в нашем существе: разум, душу, дух.
Мне приходилось много раз видеть, как писанные красавицы превращались в старух уже в среднем зрелом возрасте только из-за того, что их мысли и чувства, желания и стремления, принципы и убеждения противоречили вечным и универсальным духовным законам жизни. Напрашивается аналогия с огурцом, помещенным в рассол, - желает огурец или нет, но он со временем станет соленым. Причем, не в той степени, какой ему хочется, а в той, какая соответствует концентрации соли в рассоле. Человек сам выбирает место, где он будет находиться: в сосуде для консервирования или в емкости для помоев. А результат уже от него зависеть не будет…
Чем меньше в человеке духовности и нравственности, тем в большей степени раствор, в котором он находится, напоминает помои. И наоборот, чем больше духовности (применительно к подавляющему большинству людей выражение "больше духовности" звучит слишком красиво; правильнее было бы сказать о несколько большей духовности, размер изменения которой, к величайшему сожалению, измеряется не в десятках процентов, а лишь в их единицах - от 5 до 15), тем больше раствор напоминает рассол. И, таким образом, не только убивает патологические микробы, присущие помоям, но и превращает огурец в нечто, похожее на соленый огурец, а не на банальную плесень и гниль.
Некоторые люди могут возмутиться столь нелестным для них сравнением. Но, во-первых, эта аналогия может быть (если не должна…) применена абсолютно ко всем людям, безо всякого исключения. А во-вторых, большинство людей (95-99%) предельно искаженно воспринимают самих себя, считая, что степень их несовершенства колеблется в пределах от 5 до 30%. В то время, как реальное совершенство их личности, в лучшем случае, едва превышает 10%. А все остальное лишь гипотетически предполагает свое превращение в нечто, более совершенное, чем оно имеет место быть на тот или иной момент времени.
Несовершенство в размере 10-20% не является особым стимулом для самовоспитания, для серьезной и основательной работы над своей личностью, умом и характером, мировоззрением и душой. Люди успокаивают себя тем, что и другие тоже в такой же степени несовершенны. Иначе говоря, они как бы вписываются в общепринятый стандарт степени совершенства. А поэтому считают, что повода для волнения у них нет. Не говоря уже о том, что имеется множество людей, которые отличаются еще большим несовершенством, нежели "аналитики". Поэтому на их фоне мы, мол, выглядим вообще почти образцово-показательными.
Как пишут мудрецы всех времен и народов, только тот человек становится лучше, который вдруг увидел себя во всем естестве, как бы со стороны. И понял то, насколько он плох и несовершенен. Что все его прежние представления и мнения о самом себе - это вредная и опасная (в первую очередь для него самого, а уже потом - для других людей) иллюзия, от которой нужно срочно и предельно безжалостно избавляться. Это также доказывает и моя 20-летняя профессиональная практика. Что только тот становится лучше, кто, для начала, пришел хотя бы на мгновение в ужас от своего реального, а не воображаемого естества, а не убаюкивал себя постоянно разными утешительными сравнениями и аналогиями.
Ситуация порой бывает похожа на анекдотическую, когда алкоголик говорит своей жене: "Почему ты называешь меня алкоголиком? Вот сосед Вася - тот пьет ежедневно, поэтому его можно назвать алкоголиком. А меня - ни в коем случае". Лень, особенно душевная, всегда найдет себе самое веское и вроде бы достойное оправдание.
Между характером человека и благополучием его жизни имеется очень жесткая связь. Чем хуже характер, тем несчастнее жизнь, сколько бы денег ни было у человека… Чем больше недостатков у человека и чем более снисходительно на деле, а не на словах он относится к ним, тем меньше шансов обрести душевное равновесие. Ибо мало того, что человек не борется со своими собственными злыми духами, он еще и как бы приглашает новых к себе в гости, потому что чаще всего не тормозит свои отрицательные мысли и чувства, относится к ним без должного внимания или с некоторой симпатией. А уж злые духи постараются испортить жизнь не только пригласившему их человеку, но и по возможности всем окружающим его людям. Поэтому когда говорят в оправдание того или иного человека, что у него плохой характер, то это как раз не может выступать в роли оправдания. Это, скорее, диагноз, требующий интенсивного и радикального лечения.
Поэтому тот, кто желает быть счастливым и благополучным, должен работать над собой долго и основательно. Если быть бесстрастным, то работа над собой должна идти всю жизнь, без пауз и остановок. Жизнь стремительно движется в перед, поэтому тот, кто на какое-то время остановился, оказывается уже в хвосте впереди идущих. А если человек вообще над собой не работает, то он в некотором смысле движется в противоположную сторону от основной массы людей.
Интересно посмотреть на то, как Скарлетт из бедной и обездоленной становится вдруг богатой. Казалось бы, теперь нет причин для раздражения и уныния, будь веселой и доброжелательной, внимательной и заботливой. Но нет, такое поведение идет вразрез с эгоизмом Скарлетт. Ее муж надеялся, что своей любовью и богатством он сделает жену нормальным человеком. Но оказалось, что именно к ней применима поговорка "горбатого только могила исправит". Никто и ничто не может против воли человека сделать его порядочным и благородным, добрым и хорошим, придавив его эгоизм в наибольшей степени, заменяя его альтруизмом и щедростью.
Невозможно богатому человеку остаться нравственно и духовно здоровым, если богатство падает на него с неба. И не требует от него никаких душевных сил. Если нет напряженной душевной работы по торможению своих недостатков и стимулированию добродетелей, то никакие блага в мире не сделают такого человека счастливым, как и его близких и родных, зависящих в той или иной степени от него. Не зря же в Библии написано, что "легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому попасть в царствие небесное".
Скарлетт посчитала, что любое богатство она уже предварительно заслужила и поэтому не должна ничего менять в себе. И никто не развеял это ее заблуждение. Разным людям нужно разное время для того, чтобы привыкнуть к богатству, начать к нему относиться адекватно, понимая, что нужно ощущать чувство благодарности, как минимум, пропорциональное величине богатства. И строить свое отношение к жизни и к другим людям не с позиции глобального превосходства, а с точки зрения получения возможности помогать нуждающимся. Вам Господь дал богатство не для самолюбования, а для того, чтобы вы могли использовать его для добра. Большинство же, получая большие деньги, начинает пренебрежительно относиться ко всем, кто беднее его.
Большие деньги - это дар от Высших Сил, потому как если бы богатство не было угодно им, то и человек не получил бы ничего, несмотря на все свои усилия ума и тела, какими бы гигантскими они ни были. Не чувство вседозволенности в жизни от избытка денег должно владеть богатым человеком, а чувство благоговейного трепета перед Высшими Силами за доверие, оказанное при одарении его богатством. Всей своей жизнью, каждым словом и делом, каждым чувством и мыслью он должен благодарить Всевышнего за его дар. В противном случае либо его лишат денег или сделают так, что человек сам не будет рад уже никаким деньгам, хотя и будет их иметь.
Богатство - это очень тяжелое испытание для обычного человека, не имеющего должного духовного фундамента в своем мировоззрении, уме и душе. Богатство - это один из самых мощных развращающих факторов человеческой жизни, поэтому чтобы не  допустить разложения своей души от плесени и ржавчины, нужно сознательно делать регулярно вещи, которые препятствовали бы нравственной деградации. Нужно тратить деньги на благотворительность применительно к конкретным людям, на храмы и монастыри, делать бескорыстные поступки, проявлять заботу и внимание к тем, кто ниже богатого по социальному и интеллектуальному статусу, кто не имеет столько способностей и талантов, возможностей по получению и раздаче самых различных благ материального и морального плана. И к своим близким и родным нужно относиться еще более внимательно и заботливо, чутко и доброжелательно, не зависимо от того, что мы про них думаем. И дело тут не в них, а в нас, так как иначе страдать будем в первую очередь мы сами, а уже потом они. Это нужно нам самим в три раза больше, чем тем, кому мы делаем добро. Потому что тот или иной добрый поступок, будучи несовершенным, может испортить настроение другому человеку или в чем-то обездолить его на конкретный момент времени, а нравственная плесень, появившаяся в нас, будет еще многие годы разрушать незаметно нашу душу.
Богатство порождает в человеке равнодушие и черствость, высокомерие и чванливость, самовлюбленность и самоуверенность, рационализм и эгоизм, неуважение к законам и правилам, традициям и общественному мнению, интересам и потребностям окружающих "простых" людей.
Неудачи были у Скарлетт и до того, как ее муж ушел от нее. Но почему она не извлекла из них необходимые для себя уроки? Да потому что вообще не считала нужным анализировать какие-либо свои ошибки и неудачи. А вот если бы она научилась делать должные выводы из ситуаций с малой и средней степенью проблематичности и неприятности, то, таким образом, она смогла бы избежать гораздо более крупных проблем и трагедий. И финал ее жизни не был бы столь плачевным - рядом с ней не осталось никого, кто бы ее любил, кому бы она была интересна и нужна, кому было бы небезразлично ее мнение, ее проблемы и переживания, желания и потребности, мысли и чувства, душевное и физическое здоровье. Одним словом, все, что касалось ее. Что она посадила в своем саду, то и выросло. Если быть точнее, то ничего не посадила она в душах других людей, поэтому и вместо урожая перед ней была даже не степь, а пустыня, бесплодная и бесполезная, ужасная и безжалостная. Жизнь уж так устроена, что в произвольном порядке может расти и развиваться только что-то плохое, а все хорошее всегда требует сознательного и целенаправленного, постоянного и планомерного, интенсивного и внимательного усилия со стороны самого человека. Никто не может за другого отработать его долг перед Высшими Силами.
Умный человек отличается от глупого тем, что исправляет свои ошибки. А мудрый отличается от умного тем, что избегает ситуаций, в которых он мог бы совершить ошибку. Иначе говоря, не допускает ошибок. Мудрость увеличивается не от побед, а от поражений и неудач, которые были основательно и серьезно проанализированы. Были сделаны должные выводы и претворены в практическую жизнь. Не может стать мудрым тот, кто живет на всем готовом и кого ублажают окружающие. Чем меньше человек совершает душевной работы, тем меньше у него шансов обрести какую бы то ни было степень мудрости.
Отсутствие серьезной и насыщенной душевной работы, особенно духовного и нравственного характера, как и само нежелание вести такого рода работу, является наиболее благоприятной почвой для возникновения и развития самого изощренного и яркого эгоизма. Применительно к человеческому эгоизму имеет место один из парадоксов нашей жизни. Правильнее было бы сказать - парадоксов с житейской точки зрения, потому что с духовных позиций здесь нет никаких парадоксов и даже просто нелогичностей. Чем в большей степени человек является эгоистом, т.е. думает преимущественно лишь о своих интересах, капризах и прихотях, желаниях и потребностях, при этом почти полностью пренебрегая интересами других людей, тем в большей степени возникает ситуация, исключающая возникновение настоящего и продолжительного счастья.
Казалось бы, на первый взгляд: если человек постоянно, условно говоря, тянет одеяло на себя, то ему должно быть наиболее тепло и уютно. Но чем сильнее он тянет это одеяло на себя сегодня, тем с большей силой ему придется его тянуть завтра, потому что те люди, от которых он тянет на себя одеяло, теперь все больше и больше начинают понимать, что надеяться на его совесть и сознательность не стоит. Можно полагаться только на собственную силу и ловкость, чтобы вновь не оказаться у разбитого корыта. И ближние тоже начинают тянуть одеяло, но в гораздо большей степени завтра, чем сегодня. А так как эгоист наращивает свои усилия по дополнительному укрытию себя, то и окружающим приходится делать тоже самое. Чем сильнее тянет он - тем сильнее компенсаторно тянут они.  И уже в силу этого момента у эгоиста возникает еще более сильное и изощренное желание любым путем приобрести блага только для себя.
А главное - возникает еще более выраженный душевный дискомфорт, возникает раздражение, неприязнь, переходящая в ненависть. И так до бесконечности, пока не возникнет очередное несчастье в жизни эгоиста, когда он будет страдать и переживать обвиняя все и вся во всех смертных грехах. Эгоист переставит причину и следствие и будет заявлять, что это он (бедный и несчастный) вынужден с двойной силой тянуть на себя одеяло, так как другие тоже это делают. И если он не будет забирать одеяло себе, то останется совсем без него.
Конечно, на жизненном пути каждого из нас встречаются совсем даже нередко эгоисты самого различного вида и сути. Однако, это отнюдь не означает, что это является разрешением на эгоизм вообще. Эгоист ублажает своего злого духа эгоизма, а тот в свою очередь каждый раз накручивает человека все больше и больше, незаметно навязывая ему мысль о том, что его недостаточно любят и уважают, ценят и понимают. И поэтому, мол, ты сам должен отвоевывать свои блага у других людей. И никто из эгоистов не желает понимать что попытки улучшить свою жизнь за счет других людей обречены в принципе на неудачу, так как это противоречит законам Жизни.
Что делает человек, когда ему в глаз попадает соринка? Старается всячески от нее избавиться. Так и Жизнь старается избавиться от того, кто мешает ей, является соринкой для нее. Нужно понимать, что каждому из нас еще до нашего рождения расписано то, через что ему предстоит пройти при жизни, все радости и горести. И одному суждено быть плохим и богатым, а другому - хорошим и бедным. И такова воля Провидения, Высших Сил. И никому из простых смертных не дано изменить свою судьбу в принципе - сделать удачной из неудачной, счастливой из несчастливой и т.д. Испортить себе жизнь - это в силах человека, а вот перебороть судьбу и сделаться богатым, если это не угодно Судьбе, - это невозможно. Стать богатым из бедных возможно только при условии, что это входит в планы Высших Сил, или, по крайней мере, не противоречит им.
Скарлетт неоднократно принимала решение, изменяющее судьбу других людей, при этом не согласовывая его с теми людьми, кого оно касалось. Хорошо ли это? Ситуация неоднозначна. Если человек учитывает интересы этих людей и, исходя из этого принимает решение, то чисто теоретически есть шанс принять правильное решение. Но вот, если решение принимается, исходя лишь из интересов человека, принимающего решение, то такое решение вряд ли будет оптимальным с нравственной точки зрения, потому что, скорее всего, оно будет ущемлять интересы других людей, если не в настоящем, то в будущем обязательно.
Да и собственно: а достаточно ли одного желания учесть интересы других людей, чтобы их интересы на самом деле не пострадали. Не всегда. Во-первых, бывают случаи, когда забота об интересах других лишь декларируется (заявляется), а на самом деле игнорируется почти полностью. Во вторых, бывает, что "благими намерениями дорога в ад вымощена". Почему? Да потому что оптимальное решение для своего появления требует от человека немало: неплохого уровня интеллекта, жизненного опыта, мудрости, определенной психологической гибкости, порядочности и еще ряда добродетелей, способности учитывать многие закономерные и случайные факторы, некоторого творческого мышления, умения соизмерять интересы дня сегодняшнего и завтрашнего, находить компромисс между своими интересами и интересами других людей, контролировать проявление личного эгоизма, понимать разницу между выгодой и пользой, между рациональностью и целесобразностью (что весьма редко встречается). В большинстве случаев если интересы других и учитываются, то лишь применительно к дню сегодняшнему, а что будет с ними завтра - это вроде как дело десятое. Другой вопрос, что даже по отношению к собственным интересам мало кто задумывается о реальном соотношении выигрыша в настоящем и будущем между собой в зависимости от того или иного решения. А раз человек не в состоянии думать правильно о самом себе, то и о других он не будет думать более качественно. За редким исключением махровых психологических мазохистов, которые не любят думать о своем благе, получая удовольствие лишь от страданий.
Один из проблемных моментов при этом заключается в том, что даже если человек не желал зла другому, принимая решение, влияющее на его судьбу, но в результате принятия такого решения вред был все же нанесен, то наказание от Высших Сил все равно будет. Другой вопрос, что степень тяжести этого наказания отчасти будет зависеть от того, насколько основательно и серьезно человек продумал свое решение в принципе. Возможно, что ошибочность его решения была обусловлена не безответственностью, как таковой, а отсутствием большого интеллекта и  мудрости. Иначе говоря, чем человек располагал, тем он и думал. И то, что получилось, является вершиной его способностей и возможностей. Хотя, если при этом человек претендует на высокую степень интеллектуальности и мудрости своего решения (он-то выложился на полную катушку), то степень либеральности при оценке его решения будет значительно меньше, нежели в случае, когда человек понимает относительность своей мудрости и интеллекта, как и гармонии личности в целом.
Честность в отношениях с самим собой - это драматичный момент не только Скарлетт, но и большинства современных людей. Которые не хотят понимать, что лгать,  хотя бы с минимальной степенью оправдания, можно другим, но ни в коем случае - самому себе. Потому что хотя бы наедине с собой человек должен быть искренним и откровенным. У него должен быть нравственный ориентир, критерий оценки других и самого себя. В противном случае возникает интенсивная нравственная деградация, вызывающая ненасытную жажду накопления мнимых ценностей в принципиальный ущерб ценностям духовным. Человек стремительно скатывается с главной дороги жизни в кювет и потом долго и сильно удивляется тому, что он идет по колено в грязи и ему так тяжело и неприятно. А все закономерно. Нельзя свою совесть придавливать наглостью и хамством, жаждой наживы и развлечений, претензиями ущемленной амбиции и самолюбия, любыми соображениями пользы или выгоды. Отказываясь от своей совести, человек добровольно отдает себя во власть темных сил, которые будут постоянно и изощренно уходить свою жертву все дальше и дальше от духовных правил и законов, принципов и убеждений. Они будут как гипнотизеры навязывать жертве свою волю, а та как завороженная лягушка будет прыгать в пасть удава. Совесть, только нормальная и полноценная, - это главный элемент нашего душевного и духовного, психического и физического здоровья.
Некоторые, возможно, удивятся тому, что связывается совесть и тело. Это только на первый взгляд они не имеют связи друг с другом. А на самом деле, как показали специальные многолетние наблюдения и исследования, человек, сознательно отказавшийся от своей совести, спустя буквально несколько лет по своей воле обретает расшатанную нервную систему, а потом и ряд серьезных физических заболеваний, как правило хронического характера, от которых он не сможет освободиться уже до конца своей жизни. В лучшем случае, при принципиальном духовном перерождении тяжесть течения этих заболеваний может несколько уменьшиться. Но подобные явления в нашей жизни - это весьма редкое явление. Потому что процесс возрождения совести - это очень медленный и постепенный процесс, требующий от человека гигантских душевных сил. Человек-лентяй по своему духовному мировоззрению не может быстро стать стахановцем. Этому помешает вся его личностная организация, в значительной степени деформированная пренебрежением к совести и другим нравственным и духовным аспектам жизни.
Другой вопрос, что лучше всего жить в согласии со своей совестью. Нужно понимать, что совесть - это не личный пережиток прошлого, как это пытаются представить те, кто ее давно придавил и даже думает, что уничтожил окончательно и бесповоротно. Это дар свыше, который никому не дано уничтожить. Это своего рода информационный канал, через который Высшие Силы сообщают нам свое мнение по поводу тех или иных наших мыслей и чувств, желаний и стремлений, решений и поступков, принципов и убеждений. Житейский мир не может нам предоставить истинных правил и законов, потому что он изначально искажен (если не извращен) погоней за временными ценностями и за удовлетворением личного эгоизма, что является тупиковым вариантом. Поэтому надеяться на его реальную и эффективную помощь - это бессмысленная и вредная иллюзия, приводящая не только к многочисленным проблемам и неприятностям, но и к драмам и трагедиям. Многие думают, что это у других из-за их безнравственности что-то не получилось, потому что они не такие умные и хитрые. А вот у нас все будет по другому. Опасное заблуждение. Вопрос не в том, насколько умело тот или иной человек проворачивает свои интриги и авантюры. А в том, что любые эгоистические мысли, чувства и поступки противоречат вечным законам Жизни, а потому не могут быть успешными даже чисто теоретически, не говоря уже о реальной жизни. Да, быть может, на какой-то момент жизнь того или иного человека может стать приятнее. Но совсем скоро, спустя достаточно короткий промежуток времени, Жизнь возьмет с этого человека такую плату за его эгоизм, что полученные блага покажутся ему мизерными в сравнении с ней. И то, что еще совсем недавно казалось большим и выгодным приобретением, станет проявлением совершенно бессмысленного транжирства, слишком дорогим, когда "овчинка не стоит и десятой части ее выделки". Обойти эти законы не дано никому и никогда.
Совесть - это одна из главных составляющих внутреннего личностного стержня, благодаря которому мы сохраняем человеческий облик и умственное и психическое здоровье
Эгоист живет по принципу "цель оправдывает средства". Но опять же это происходит по невежеству. В первую очередь, от того, что он рассматривает всю ситуацию лишь в системе личных координат, основанных на личных принципах и убеждениях, взглядах и представлениях, понятиях и мнениях. Вне его поля анализа остаются законы Вселенной, которые имеют силу всегда и для всех. Это похоже на то, как первоклассник приходит в школу и говорит, что он будет учиться по своей системе оценок, в которой 5 - это плохая оценка, а 2 - это самая лучшая. Что при этом произойдет? Такого ученика в лучшем случае поднимут на смех. А в худшем отправят к психиатру для выяснения причин такого рода заявлений и установок (не страдает ли он какими-либо умственными или психическими отклонениями).
То же самое происходит и с человеком, который пытается жить по своим индивидуальным законам, игнорирующим законы Вселенной. Человек, который плюет против ветра, никому вреда не причинит, кроме самого себя - его одежда станет грязной. Не нужно путать мирские законы и духовные, ибо первые чаще всего несовершенны и относительны, а вторые - вечны и универсальны. Для человека одухотворенного нередко является жесткой необходимостью игнорирование некоторых мирских законов, потому что они противоречат духовным законам. Но он никогда не станет сознательно игнорировать духовные законы, потому что понимает бессмысленность и вредность такого рода поведения. Большинство же людей живет по мирским законам, игнорируя духовные. За что и платится, причем весьма жестоко. Индивидуальные законы могут быть целесообразны только в том случае, если они предполагают более строгое отношение человека к себе, чем духовные законы. А для начала они должны быть более серьезными, чем мирские законы. Тогда никто из мирских людей и никогда не сможет упрекнуть человека в том, что он делает что-то неправильно. Другой вопрос, что истинная личность должна руководствоваться прежде всего своей совестью, а уже потом - мнением других людей. При условии, что совесть у этого человека полноценная и действующая. А не клубок сплошных нравственных компромиссов.
Невольно напрашивается аналогия со сказкой о золотой рыбке. Сколько бы хорошего Скарлетт не получала, она всегда была недовольна. И всегда высказывала свое недовольство всем, в том числе и тем, кто делал для нее блага, самые большие и наиболее часто. Например, ее муж. И чем более богатой и благополучной становилась Скарлетт, тем сильнее становилась ее алчность, тем больше требований она предъявляла к окружающим, тем значительнее становились ее аппетиты. Но так как она все воспринимала как должное и хотела, чтобы ее благодетель был у нее на побегушках, то рано или поздно вся эта канитель должна была закончиться. Ее мужу надоела ее неблагодарность и банальная непорядочность, погоня за тем, что ей пока еще недоступно и обесценивание того, что жизнь ей дала в качестве гигантского аванса, а не просто подарка ее смазливой мордашке.
"Что имеем - не храним, а потерявши - плачем". А кто это сказал, что если тебе сегодня хорошо, то так будет всегда. Вот уж действительно должен быть страх Божий, чтобы человек боялся потерять расположение Высших Сил, Провидения, Господа нашего и понимал и ценил все хорошее, что имеет. Что это не его личная собственность, а была, есть и будет всегда только Всевышнего. Как и сам человек, его тело, здоровье, ум, душа, жизнь и радости. Всё. Своего нет ничего и никогда не будет. Все дано в кредит, который нужно своевременно оплачивать, иначе накопятся проценты. А как известно, за годы и десятилетия набегают не просто большие проценты, а - очень большие. Не зря же говорят, что ничто не ценится так дорого и не дается так дешево, как вежливость. Если перефразировать, то получится, ничто так не ценится дорого, как благодарность и ничто так дешево не дается человеку. В противном случае человек остается у разбитого корыта, как и старуха из сказки.
Любовь к себе - это что: излишнее или вредное явление нашей жизни? Нет, все зависит от того, как и в какой степени она проявляется, в каких ситуациях и насколько часто. Формирование и развитие личности человека, который не любит себя, чаще всего идет с большими искажениями и деформациями. И в результате вряд ли получится полноценный с психологической и духовной (а в ряде случаев и с психической) точки зрения человек. Тема, на самом деле, далеко не так проста и однозначна, как это может показаться на первый взгляд. В равной степени неправы и те, кто совсем не любит себя, и те, кто любит только себя. Для мирского восприятия проще понять тех, кто себя не любит. Точнее, понять, почему они неправы.
Является общераспространенным стереотип, что чем больше любишь себя, тем лучше. Это верно лишь до определенных границ, за которыми идет равнодушие и пренебрежение к другим людям. Любить себя нужно для того, чтобы заботиться о своем теле, душе и духе. Но многим очень трудно понять мысль, что любить себя нужно не слишком сильно. Это что: вы предлагаете мазохизм что ли? Нет, не мазохизм, а наиболее оптимальный путь к душевному равновесию и реальному, а не вымышленному комфорту. Причем это не я и не сейчас придумал. Это плод размышления наиболее мудрых людей разных стран и народов за последние несколько тысяч лет.
Если человек любит только себя, то это банальный эгоист, который не заслуживает не только уважения, но даже симпатии. Если человек любит себя в несколько раз больше, чем всех остальных, то это тоже состояние, близкое к нравственному уродству. Есть во-первых, родители и другие родные и близкие люди, которых не любить невозможно, потому что человек, который не научился любить своих родителей, скорее всего, не будет любить уже никого и никогда (при условии, что эти родители воспитали человека, а не находились в абстрактной неизвестности).
Степень гармоничности личности человека прямо пропорциональна степени его любви к другим людям. Не обязательно любить всех до умопомрачения, но испытывать хотя бы немного любви к другим, хотя бы потому, что это тоже люди, которые имеют свои таланты и способности, достоинства и добродетели. И в них есть, как и в самом аналитике, Искра Божия, к которой нельзя относиться пренебрежительно. Если кто-то глупее вас или лишен того или иного вашего достоинства, то значит, что так было угодно Всевышнему, на то была Его воля, не уважать которую не рекомендуется никому. Каким бы умным и талантливым не был человек. Человек, который не умеет и не желает заботиться о других, чаще всего является человеком несчастливым. Причем, совершенно не зависимо от того, как много власти он имеет и денег. На примере конкретных людей, обладающих миллионами долларов, я могу сказать, что это одни из самых несчастных людей на планете, как и члены их семьи.
И что, собственно, и было нам показано и рассказано в книге и фильме "Унесенные ветром". Название-то весьма символическое, о чем мало кто догадывается и задумывается. Автор хотел этим названием сказать, что такие люди, как Скарлетт, которым жизнь для начала дала все, что  нужно, на самом деле - это пустые и бесполезные люди, мысли и чувства, желания и стремления, принципы и убеждения, сама жизнь которых - это не есть что-то важное и существенное, веское и значительное. Нет, это что-то совершенно легкомысленное и не имеющее ценности, а потому и легко уносится ветром, как высохшие листья, как мелкий мусор, валяющийся на улице, который никому не нужен и не интересен. И от того, что он сейчас находится в одном месте, а через несколько минут или часов, дней или месяцев будет находиться в другом месте - от этого никому не будет ни жарко ни холодно. Никто не станет ни счастливее, ни несчастнее. Это есть "нечто", унесенное ветром. И этим все сказано. А красивые платья и мебель, дома и украшения, развлечения и приключения - все это еще раз лишь подчеркивает преходящесть (сегодня есть, а завтра - нет) и второстепенность всего этого мирского шума и суеты. Если человек увлечен лишь мирским, то его душа никогда не узнает истинного покоя. Конечно, радости жизни тоже нужны, но вот только какие именно и какой ценой? Погоня за острыми ощущениями, за экстравагантным и внешне броским, за чем-то непривычным и необычным, новым и престижным - это годы и десятилетия жизни, потраченные впустую.
Я знаю семьи, где никогда не было больших денег, красивых украшений, признаков богатства (большого числа квартир и дач, машин и крутой обстановки), но была забота о своей душе и душе ближнего. Причем, если было нужно, то человек, обладающий на тот или иной момент наибольшим душевным равновесием, щедро и бескорыстно делился им с другим человеком, у которого было на душе грустно или больно, так или иначе плохо и дискомфортно. Не ожидая при этом какой-то особенной благодарности. И каждый был уверен, что его мысли и чувства не безразличны членам его семьи, что его в любом случае выслушают и поймут, посочувствуют и помогут по мере сил и возможностей. И поэтому старался быть полезным и приятным остальным по возможности всегда и во всем.
Прошло 40 лет и что же оказалось? Что те, кто ехидничал и иронизировал по их поводу столько лет, на самом деле завидовали им и продолжают еще с большей степенью завидовать. И никакие алмазы и мерседесы, должности и богатства не приносят им ощущения счастья. Потому что счастье - это состояние восприятия радости в другом человеке, которую вызвал ты своим бескорыстным и искренним желанием (и действием!) сделать добро, сделать жизнь и душу другого человека приятнее и счастливее, светлее и чище, возвышеннее и прекраснее. И при этом благодетель никого не обманул, ничьи интересы не ущемил, никого не обидел и не обобрал, не сделал грустным и несчастным. Иначе говоря, не стал делать хорошо одним за счет других.
Посвящение своей жизни другим людям - вот тот главный смысл, который дает почву под ногами при любых жизненных ситуациях, дает душевные и физические силы в самых драматичных и неожиданных, безвыходных моментах, возникающих на нашем пути с определенной периодичностью. Это то, что невозможно разрушить суетой и современным духовным и психологическим хаосом. Если человек живет по этому принципу, то любые невзгоды и неприятности, сложности и проблемы не могут изменить в корне этого человека в худшую сторону. А это мы видим практически повсеместно, когда одни становятся жестче от того, что у них мало денег, а другие - от того, что у них их слишком много. Но результат один - они становятся духовно больными и у большинства эта болезнь со временем становится хронической, неизлечимой и иногда злокачественной и необратимой. И счастье бежит от них, как это и случилось у Скарлетт из романа "Унесенные ветром".