Борьба с недостатками
Почему нам нужно бороться с нашими недостатками
На первый взгляд, казалось бы, простой вопрос. Но за его чисто внешне обманчивой простотой скрывается наше недостаточно серьезное и ответственное отношение к нему. Мы обычно утешаем себя тем, что недостатки есть у всех, поэтому повода для особого волнения нет и быть не может. Но вопрос заключается в том, что если у одного человека, условно говоря, из десяти главных качеств лишь два являются недостатками, то это не так страшно. А вот, если из десяти качеств недостатками являются восемь, то это будет уже не только некоторая количественная разница, но в первую очередь, качественная. И не некоторая, а принципиальная. Иначе говоря, в первом случае можно будет говорить лишь о некотором несовершенстве человека, вполне терпимом (если только, это не глобальные нравственные пороки). Во втором же случае ситуацию можно будет оценить как драматическую. И, как правило, у первого человека еще есть шанс быть названным хорошим человеком, то у второго такой шанс будет отсутствовать в принципе, то есть даже теоретически.
Конечно, почти каждый из нас относит себя к первому варианту. Но даже в этом случае повод для основательного размышления имеется. Собственно, людей с таким высоким удельным весом достоинств среди остальных свойств личности почти нет. Наиболее достойные люди имеют чаще всего удельный вес достоинств примерно 30-40%, а остальные всего лишь 10-20%...        Особенность человеческой сущности состоит в том, что все плохое в нас постоянно проявляет себя весьма активно. А все хорошее требует от нас осознанных и целенаправленных усилий ума и души. Развивается только то, на что мы обращаем специальное внимание. А все остальное остается чаще всего "талантом, зарытым в землю". В том числе, самые замечательные способности и добродетели. Кроме того, жизнь непрерывно идет вперед.
И если мы на какой-то момент остановились, или уменьшили скорость нашего движения вперед (если это еще было движение вперед, а не назад!), то в итоге мы оказываемся в хвосте основной массы людей.
Каждый из нас имеет естественную и закономерную подсознательную и осознанную потребность в чувстве собственной значимости. Каждому хочется, чтобы его любили и уважали. Вопрос только в том, а есть ли в конкретном человеке то, за что его можно было бы любить и уважать. Чтобы данная потребность могла быть удовлетворена в отношениях с приличными и нормальными людьми (те, кто не входит в данные категории  людей, в своих оценках опираются на совершенно другие критерии психологического и интеллектуального, нравственного и духовного характера), нужно чтобы мы серьезно и основательно занимались своей личностью. В первую очередь развивали в себе нравственные добродетели и по мере сил и возможностей притормаживали развитие своих недостатков. Только тогда есть шанс завоевать хотя бы некоторый авторитет среди достойных людей. Да и, собственно, уважать и любить себя самого нужно не в меньшей степени. Главное, при этом, не только за сам факт нашего существования, а за реальные достоинства. Которые ценятся не просто другими людьми, а наиболее порядочными и достойными среди них.
Наши недостатки мешают не только нам самим, но и окружающим нас людям. Высокомерие и чванливость, равнодушие и эгоизм чаще всего препятствуют созданию полноценных отношений с друзьями и знакомыми, в учебном или производственном коллективе, с родными и близкими, да и со всеми остальными людьми. Раздражительность и вспыльчивость, категоричность и максимализм, прямолинейность и упрямство, своенравность и стервозность - все это принципиально исключает создание благоприятной психологической обстановки вокруг нас, а, следовательно, и возникновение у нас хотя бы относительного душевного комфорта.
Забота о душевном равновесии и комфорте входит неотъемлемой составной частью в психогигиену и психопрофилактику нервно-психических нарушений и заболеваний. Из своего многолетнего практического профессионального опыта могу сделать вывод: чем больше в человеке недостатков, особенно из числа выше перечисленных, тем выше шанс приобретения любых болячек для головы, включая неврозы, депрессии и шизофрению. Иначе говоря, чем интенсивнее и длительнее мы работаем над нашими недостатками, тем меньше у нас шансов стать пациентами психиатра. В нашей стране пока не принято посещать специалистов данного профиля. Отсутствует культура здорового образа жизни вообще и психического здоровья, в частности.
Самовоспитание вообще необходимо всем, ибо оно дополняет то воспитание, которое нам дали родители или те люди, которые вырастили нас. Без него наши недостатки будут расцветать пышным цветом, а добродетели будут расплывчатыми и порой двусмысленными. Развивая в себе положительные качества, мы уменьшаем число ситуаций, в которых из-за нашего характера может возникнуть проблема или конфликт. Мы становимся более коммуникабельными людьми. Коммуникабельность - это не синоним общительности, она подразумевает способность человека не только быстро и легко устанавливать хорошие и добрые человеческие отношения,  но и сохранять и укреплять их со временем, что среди общительных людей умеет лишь один из десяти.
Часто такой общительный живчик встречает одного из достойных людей, который не желает терпеть его наиболее серьезные нравственные недостатки и плохие манеры, и думает, что мол не хочешь общаться со мной и не надо - я другого человека такого себе найду. В этом случае или человеку его мания величия застилает глаза и не дает возможности разглядеть редкую добродетельность в другом человеке или он в принципе не способен адекватно оценивать чью бы то ни было добродетельность вообще. Или для него нравственная добродетельность является лишь пустым звуком, второстепенным явлением, не заслуживающим его особого внимания и отношения. В этом случае, скорее всего, имеет место значительная нравственная деструктивность самого аналитика. Человек сам порой бывает настолько плох, что чужая добродетельность "режет ему глаза". И поэтому он, в лучшем случае, предпочитает не замечать или эту добродетельность или самого человека вообще. Зачем ему еще раз убеждаться в своей несостоятельности и несовершенстве? Это похоже на то, как маленький котенок наделал лужу и потом обходит ее десятой дорогой, делая вид, что он к ней не имеет никакого отношения. 
Без сознательного и целенаправленного, планомерного и постоянного самовоспитания невозможно кому бы то ни было стать гармоничной личностью, обрести крепкий и надежный внутренний стержень, помогающий в трудных и проблемных ситуациях, в горе и грусти, в болезни и при неудаче. Без самовоспитания, работы над недостатками, нельзя остановить их стремительное развитие. Это как ржавчина, которая захватывает все новые и новые поверхности, превращая крепкие и монолитные строения и крепления в труху.
Уже не говоря о том, что наше подсознание - это преимущественно царство стихийных и темных сил, которым все хорошее неприятно. И поэтому они стараются и остальную часть человека сделать плохой. И нередко в этом намерении достаточно преуспевают. Эти темные силы никогда не спят и не отдыхают. И больше того, чем добродетельнее человек, чем достойнее и порядочнее, тем интенсивнее эти темные силы борются против него. Причем эта борьба идет не только внутри человека, но и вне него - с помощью других людей. И надежда  даже на относительный успех имеется лишь при постоянном и тщательном самоконтроле за своими мыслями и чувствами, желаниями и намерениями, словами и делами.
Проблемность ситуации состоит в том, что эти темные силы во много раз умнее и хитрее нас, сильнее и энергичнее, могущественнее и коварнее, изощреннее и скрытнее. Мы перед ними как на ладони, а они для большинства из нас лишь абстрактный звук, явление, которое мы не можем воспринять каким-либо из своих органов чувств. Многие и не знают и не догадываются об их существовании, или не подозревают о той громадной роли, что они играют в жизни всех людей без исключения. Или знают, но не понимают. Или понимают, но в небольшой степени. Часто и не хотят ни знать ни понимать. Хитрость их безгранична и поэтому они находят самые замечательные, яркие и выразительные, веские и значительные аргументы для успокоения нашей совести, для оправдания даже самых примитивных и грубых, отрицательных и безнравственных, агрессивных и преступных мыслей и чувств, поступков и намерений, желаний и стремлений.
Слабости наши - это как бы открытые двери, сквозь которые стараются пробраться темные существа (низшие астральные образования), способные повредить нам. Когда человек предается своим слабостям, он дает возможность этим темным существам войти в него, чтоб терзать его. Если же противостоять им, не поддаваться, у них не будет никакой власти над вами. Вот почему и хочется донести до вашего сознания мысль, что эти отрицательные существа властны над вами постольку, поскольку вы им это позволяете. Если вы не хотите иметь с ними дела, не открывайте им двери своего разума. Они вас не насилуют, они только советуют, внушают, а вы сами соглашаетесь. Большинство людей уверены, что несчастья сваливаются им на голову просто так, случайно. Так нет же, они сами их подготовили, они их пригласили, можно сказать, они им открыли двери. Каким образом? Поддаваясь некоторым слабостям, преступая некоторые нравственные границы: именно в этот момент эти "замечательные" гости и заходят к вам. Так что будьте бдительны и закрывайте двери перед эмоциями низшего порядка.
Наша жизнь - это постоянная борьба за свое место под солнцем, за права своей семьи, борьба с самим собой. Кстати говоря, народная мудрость утверждает, что "богатырь - это не тот, кто тысячу раз победил по тысяче богатырей, а тот, кто один раз победил самого себя". Тем самым подчеркивается то, насколько это трудно - бороться с собой и то, насколько это важно и ценно - побеждать самого себя в своих примитивных и эгоистических, бесполезных и безнравственных искушениях.
Человек, позволяющий своим недостаткам свободно проявляться, не будет пользоваться уважением ни в семье, ни на работе, ни у соседей. Не говоря уже о том, что у него не будет настоящих друзей, которые любили бы его искренне и бескорыстно.
Список недостатков очень обширен и значителен. Но проблема заключается еще и в том, что большинство людей не знает о том, что отдельные особенности их поведения относятся к явлениям с низкой духовностью и нравственностью, к явлениям, деформирующим их мировоззрение и характер, структуру их личности, дестабилизирующим их внутреннюю психологическую и психическую жизнь. Прямо или косвенно, явно или скрыто разрушающим их разум и душу, превращающих их жизнь в пустое времяпровождение, в бессмысленную погоню за призрачными и мнимыми ценностями, в бесконечное стремление достигнуть лишь второстепенные и ложные цели, имеющие лишь сиюминутный смысл и ценность, но в последующем оборачивающихся весьма грустными и даже драматическими (как показывает реальная жизнь) последствиями.
Большинство людей не понимает различия между главными недостатками и второстепенными, многие принимают ряд своих недостатков за достоинства. Это особенно часто происходит в тех случаях, когда вредный и глупый стереотип привили средства массовой информации: телевидение, радио, журналы и газеты.  Так, например, многие представители женского пола специально культивируют в себе стервозность, так как когда-то они услышали, что подобная черта характера нравится некоторым мужчинам.
Еще одна из сложностей в понимании недостатков заключается в том, что многие наши достоинства являются своего рода продолжением наших недостатков, а недостатки - продолжением достоинств. Так, добродетель - щедрость при чрезмерной степени выраженности превращается в транжирство - недостаток. А недостаток - скупость при умеренной степени проявления превращается в добродетель - хозяйственность. Нормальная радость при отсутствии всякого логического и эмоционального внутреннего контроля с нашей стороны может превратиться в беспечность и безответственность, сумасбродство и глупость, безнравственность и даже порочность, активное и агрессивное зло. Это может происходить в тех случаях, когда мы не задумываемся о том, что с нами будет потом, о том, как воспринимают окружающие проявления нашей радости. Так, веселиться в доме умершего просто неприлично, как и распевать песни в час ночи. Некоторые люди после употребления больших доз спиртного становятся бесцеремонными или агрессивными и доставляют окружающим массу неприятностей. И лишь потому, что не привыкли контролировать себя и количество принимаемого алкоголя.
Существуют недостатки различного рода. К ним можно отнести грубость, злость, пошлость и цинизм, саркастичность и язвительность, агрессивность, равнодушие и формализм, высокомерие, вспыльчивость, властность, беспринципность, безжалостность, безразличие, амбициозность, жестокость, жадность, ехидство, дерзость, грубость, гордость, корыстность, конфликтность, коварство, категоричность, карьеризм, капризность, интриганство, импульсивность, изменчивость, злословие, злорадство, злость, злопамятность, мстительность, максимализм, любопытство, лживость, лень, легкомысленность, нетерпеливость, необузданность, ненасытность, ненависть, нелюдимость, нахальство, напористость, отчужденность, ожесточенность, одержимость, обидчивость, пошлость, праздность, противоречивость, прямолинейность, самоуверенность, саркастичность, скептичность, скупость, снобизм, сумасбродность, тщеславие, хамство,  ханжество, циничность, черствость, эгоизм, язвительность.