Гарри Поттер
 
 
Гарри Поттер
Фильм о философском камне вызывает весьма противоречивые чувства у зрителя. Основное противоречие возникает между его психологическим восприятием фильма, как произведения искусства и оценкой с духовной точки зрения. Если в первом случае фильм можно назвать удачным и даже весьма удачным, то во втором случае реакция возникает совершенно противоположная. Иначе говоря, насколько фильм удачен с чисто эстетической точки зрения, настолько он опасен и вреден с духовной.
Главная опасность этого фильма заключается в его мощнейшем воздействии на психику зрителя, не только на его сознание, но, что еще более серьезно и драматично, -  на его подсознание, то есть деструктивное влияние оказывается еще  косвенно и опосредованно. И основной результат возникает не сразу, а спустя достаточно длительное время – несколько недель, месяцев или даже лет...
Радостное возбуждение и восхищение – казалось, что лучше ощущать после просмотра художественного фильма? Но ситуация не столь однозначна, как этого бы хотелось. Попробуем разобраться в том, что же происходит на самом деле.
В фильме ярко и красочно показана школа магии для детей и подростков. Это исподволь наводит зрителя на мысль о том, что есть вероятность существования не только мифической и фантастической, но и реальной школы магии (причем, без определения цвета магии – черной или белой).
Более того, в фильме нет указания на то, что это школа именно белой магии, тем самым как бы автоматически подразумевается возможность и необходимость изучения черной магии, на что конкретно указывает один из эпизодов фильма, когда характеризуется один из преподавателей этой школы по сути преподаваемой им предмета – черной магии.
Погружаясь в события фильма, зритель и, особенно подросток, сопереживает его героям, в определенной степени перевоплощаясь, в данном случае, в главного героя. Радостное переживание вместе с героем его побед заставляет зрителя мечтать  возможном попадании в такую школу магии. На практике это может выглядеть гораздо прозаичнее – то есть для подростка будет лестным и желанным попадание в любую школу магии, которую он будет идеализировать и рассматривать через романтическую призму фильма о Гарри Поттере. В подростковом возрасте уровень мудрости в восприятии жизни настолько мал, что о нем и говорить не приходится. Подросток не может еще отличить истинное от показного, безопасное от опасного, замаскированное плохое от хорошего, лицемерие от искренности, интригана и авантюриста от порядочного человека и т.д. и т.п. Внешне красивое представляется ему более интересным и привлекательным, чем то, что имеет реальное серьезное и полезное содержание, но упаковано в обычную и неброскую оболочку.
Положительное впечатление от фильма в целом подросток переносит и на отдельные частности, воспринимая их через призму одобрения и восхищения.
В одном из православных изданий было недавно написано, что дети могут сами разобраться в том что хорошо и плохо. Но принципы восприятия подростка и взрослого имеют принципиальные различия, о которых мне хотелось бы сказать подробнее, так как они и определяют в значительной степени драматизм ситуации.
Психологическая и психическая жизнь подростка подчинена нескольким подсознательным доминантам, управляющими им, подчиняя себе все его мысли и чувства, желания и стремления, убеждения и представления, образ жизни и стиль мышления. Это, во-первых, ненасытная жажда самоутверждения в глазах ровесников и отчасти в мнении старших. Во-вторых, постоянное и сильное стремление удовлетворить свою потребность в чувстве собственной значимости почти любыми способами и средствами. Это и острейшее желание любым путем произвести максимальное впечатление на окружающих. Имеется и стремление в наибольшей степени выделиться из окружающих своим видом, поведением (эффектным и экстравагантным), достижениями в чем-либо необычном и особенном.
В-третьих, это неосознанное подражание старшим в чисто внешней свободе и независимости без какой-либо коррекции на чувство долга и ответственности. Оно дополняется желанием обрести своего рода взрослость-внушительность, вызывающим стремление подчинять и руководить более слабыми умом, телом и духом.
В-четвертых, чувство обостренной конкуренции в общении с ровесниками, стимулирующее применение любых возможностей для попадания в число лучших. Конфликтность, основанная на повышенной критичности к окружающим и пониженной к себе, приводит к тому, что многое подростками воспринимается как предательство, вызывает в них сильнейшее разочарование и болезненный процесс утраты романтических иллюзий. Особенно когда кончается крахом стремление подчинить мир своим привычкам, переделать его на свой манер. Бесконечное множество обид и неудач, унижений и оскорблений (и того, что казалось и кажется таковым) от ровесников и старших подспудно ждут часа своей компенсации и хотя бы частичного отмщения в умах и душах многих подростков. Иногда, например, хочется что-то сделать такое, чтобы никто не узнал и не догадался, но чтобы одноклассник интеллектуал-авантюрист перестал быть интеллектуалом и, соответственно, лидером, высокомерно и пренебрежительно кичащимся своими успехами.
В-пятых, проявляется чувство обострившегося жизненного неравенства, когда глупый и ленивый, злой и непорядочный живет внешне лучше умного и трудолюбивого, доброго и честного. Подросток наполнен до предела, как взрывчаткой, жаждой восстановления справедливости. Это в равной степени относится и к ситуациям в различных сферах социального общения и деятельности.
В-шестых, подростку постоянно хочется тщательно скрыть и замаскировать свои комплексы неполноценности своими хотя бы чисто внешними достижениями. А тут еще примешивается зависть к чужими успехам, как результату упорного труда или проявления особых способностей и талантов. Она порождает желание уравняться без усилий. Иначе говоря, душевная и духовная лень не дают работать над собой. Тогда нужно другого понизить или принизить до своего уровня любым путем.
В-седьмых, имеется жажда полноценного общения, которая мало у кого удовлетворяется регулярно, в должном объеме и при хорошем качестве. Поэтому для подростка возможно использование любых способов, облегчающих привлечение желательных людей и отторжение нежелательных, в том числе и конкурентов.
В фильме одна из основных доминант построена на том, что внешний мир жесток и несправедлив и единственным средством борьбы со всеми негативными явлениями этого мира может быть магия. Если, мол, ты желаешь не потеряться в этом агрессивном мире, если ты хочешь, чтобы с тобою считались, тебя уважали, тобой восхищались и ты мог отстаивать свои интересы и права, бороться с несправедливостью и прочими человеческими недостатками, то ты должен изучить магию и активно и постоянно ее применять. Ставится своего рода знак равенства между силами добра и магией, что на самом деле не соответствует действительности уже по своей сути.  На примере главного героя авторы книги и фильма показывают, что выбор Гарри в качестве потенциального ученика школы был обусловлен только лишь его наследственностью, а не приобретенными достоинствами и добродетелями интеллектуального и нравственного характера. Конечно, генетическая обусловленность в значительной степени определяет уровень способностей и талантов человека. Но зачем об этом знать подростку? Он ведь начинает считать, что если его родители ничего особенного не достигли в жизни, то и он не сможет. А почему в жизни его родителей не было особого успеха чисто внешнего характера (признания, славы, известности и т.п.) об этом он еще не задумывается, потому что восприятие мира у него еще не может идти сразу в нескольких плоскостях – он чаще всего способен видеть лишь то, что лежит на поверхности, чисто представляется ему наиболее ясным, очевидным и не требует длительной, напряженной и изощренной работы ума, интуиции, проницательности. Может быть, у его родителей талантов и способностей не только не меньше, чем у других, а еще и больше. Но так сложились жизненные обстоятельства, что они не смогли их развить и реализовать или же ставили во главе угла не внешнюю славу, а внутреннее содержание своего ума и души, что чаще всего, к сожалению, не оценивается обществом и государством и, тем не менее, достойно всяческого восхищения и подражания, уважения и симпатии.
Идет презентация заведомо искаженной системы жизненных ценностей – не важно то, какой ты человек, важно, чтобы у тебя были известные родители. Этого уже достаточно для получения особых привилегий и почестей. А раз так, то зачем работать над своим характером и мировоззрением, зачем становиться лучше и благороднее, порядочнее и совершеннее, если слава родителей уже является пропуском ко всем благам мира. Более того, она дает возможность снисходительно и пренебрежительно относиться ко всем остальным, у кого нет таких родителей. Получается, что это наиболее вероятный путь к нравственному и духовному вырождению, деградации. А когда основы таких процессов закладываются еще в подростковом возрасте, то результаты будут не просто не очень хорошими, а как показывают наблюдения автора за последние 40 лет, предельно печальными и драматичными, причем не только для самого человека, но и для его непосредственного окружения (родители, супруги, дети и др.).
Некоторые могут не согласиться с мыслью о том, что не все собираются идти учиться в школу магии, поэтому зачем вести речь о критериях отбора в нее. Но в том-то и суть, что выставление в качестве главных качеств человека его умственных способностей, а не нравственных достоинств для получения чего-либо, представляющегося интересным и важным, полезным и престижным, создает искаженное представление о том, что главное быть умным, хотя бы и подлым, а не приличным и не очень одаренным. При этом временами как бы упускается из вида, что талантливыми все не могут быть хотя бы в силу тех же генетических факторов, резко ограничивающих число талантов в общей массе населения. Но талантливым хочется быть всем, ибо потребность в чувстве собственной значимости заложена во всех людях на уровне подсознания и поэтому по своей сути является естественной и закономерной, а вот по форме проявления может быть как нормальной, так и предельно патологической.
Романтическая и фантастическая подоплека фильма с использованием различного рода спецэффектов и компьютерной графики заставляет зрителя помимо своей воли думать, что магия, как таковая, является самой могущественной силой. Причем, опять же никак не указывается цвет этой магии, иначе говоря, нравственная основа как содержания, так и применения магии. Это косвенно создает привлекательный ореол и для черной магии, особенно, если учесть, что магия в фильме позволяет успешно бороться со взрослыми. Профессиональное исполнение костюмов, трюков, режиссуры, удачный подбор коллектива исполнителей, как взрослых, так и подростковых ролей создают впечатление, что занятие магией является одним из самых достойных, эффектных, нужных и полезных, интересных и весьма романтичных.
Отсюда вытекает и следующая мысль об обретении личного особого могущества в личных отношениях, личностном росте, карьере с помощью магии любого цвета.
Многочисленный состав школы магии в фильме и присутствие там не всегда самых лучших наводит подростка (к сожалению, не только подростка) на мысль о том, что имеется возможность изучения магии всеми людьми, не зависимо от их реальной нравственной и духовной сущности и прочих качествах ума и души, силы воли, силы духа, степени внутренней гармонии и других моментов, без которых даже незначительное касательство магической науки грозит если не мучительной смертью, то тяжелейшим и неизлечимым психическим расстройством в виде злокачественной шизофрении, способной уже через несколько лет приводить к 1 группе инвалидности любого самого умного и талантливого, сильного и замечательного человека.
Удачливая судьба главного героя фильма буквально заставляет зрителя думать, что для достижения желаемого возможно наказание всех, кто с тобой не согласен, кто тебе не нравится, кто стоит у тебя на пути достижения твоей замечательной и особенной (только с точки зрения зрителя) цели или просто на тропинке сиюминутного пути.
Эффектные сцены применения магии создают страшнейшую по своим последствиям иллюзию у зрителя о возможности успешно управлять стихийными силами человеком, имеющим всего лишь подростковый(а, значит, самый минимальный) уровень интеллекта, духовного развития, характера, нравственности, силы воли, степени самообладания и т.д. Это дает основу предполагать о том, что можно получить возможность справляться с различными монстрами магического мира, пройдя всего 110 начального курса обучения магии.
Главный герой фильма решает ряд вопросов вопреки взрослым. Это приводит к выводу о том, что послушание старшим совсем не обязательно в жизни и каждый подросток может выбирать для себя те ситуации, где он должен слушаться старших, а где – нет. В том числе и при изучении магии, причем без серьезных или опасных последствий для себя. Что на самом деле не соответствует действительности ни на один процент. Это принципиальное искажение и извращении процесса постижения любой науки, а магии особенно. Любой мастер с Востока не согласится учить кого-либо, если тот не проявляет абсолютно полного послушания. Даже один процент непослушания может привести к разрыву отношений учителя и ученика. А в фильме большинство поступков продиктовано именно непослушанием старшим и наставникам. То, что эти поступки не заканчиваются ничем страшным – это всего лишь умышленный способ скрытия реальности, а не ее объективное отражение. Да и в реальной жизни подросток может стать настоящим человеком только после того, как он научится выполнять советы и рекомендации, наставления и указания старших.
Наиболее эффектные сцены фильма связаны с путешествием героев в потустороннем мире и это наводит на мысль о том, что возможно самостоятельное (без поддержки старших, более мудрых и более опытных, обладающими более значительными не только житейскими знаниями, но и магическими умениями, силами, способностями и талантами врожденного и приобретенного характера) и успешное путешествие в потустороннем или магическом мире.
Неоднократно в фильме подчеркивается мысль  том, что врожденные качества имеют более значительную ценность, даже если они чисто личностного характера (только свойства ума), чем приобретенные свойства человека, в том числе нравственные и духовные. Тем самым потенциальная ценность последних ставится на второе, если не на третье место в общей иерархии ценностей жизни.
Успешные магические манипуляции учеников в самом начале обучения невольно навевают на размышления о том, что занятия магией может быть успешным и без серьезной, длительной и интенсивной работы над своим характером и мировоззрением, нравственностью и духовным состоянием.
Свобода, предоставленная ученикам в школе магии, способна вызвать ассоциации о том, что никто (ни учителя и наставники, ни какие-либо другие люди и могущественные силы) не собираются контролировать человека в плане применения его знаний и умений в магии (то есть потенциальная и принципиальная допустимость использования магии во вред окружающим, особенно ровесникам-подросткам и в неограниченном размере. Это рождает идею о том, что допустимо использовать магию в процессе своего самоутверждения, а также в общении со старшими и теми, кто имеет власть и положение для достижения своих эгоистических и корыстных целей любой степени непорядочности.
Внешняя легкость борьбы Гарри с некоторыми сотрудниками школы магии приводит зрителя к легкомысленному заключению о том, что возможна победа даже над преподавателями в школе магии теми, кто еще не закончил и первого класса обучения, вызывающая неадекватное и искаженное представление о возможной и наиболее вероятной эволюции личности человека, занимающегося магией.
Любознательность Поттера активирует в подростках первоначально здоровое любопытство, а когда это касается уже магии, то буквально патологический интерес ко всему необычному и экзотическому, экстравагантному и своеобразному (особенно у девочек). Что в последующем становится одной из главных доминант в жизни многих зрителей на долгие годы.
А успешность исследований Гарри (опять же очередной вымысел автора, который можно рассматривать или как сознательную психологическую и духовную диверсию в адрес всех людей и, в первую очередь, подростков или как банальное дилетантство в теоретических и практических вопросах изучения магии и в первую очередь методологического характера) помогает детской и взрослой логике обрести идею о том, что в магии возможно проведение экспериментов без серьезной сознательной и целенаправленной, сложной и трудной,   многогранной и объемной, внешней и внутренней, психологической и интеллектуальной, физической и энергетической, нравственной и духовной, интенсивной и длительной предварительной работы и подготовки.
Мне представляется вредной мысль автора о том, что девочки не только могут заниматься магией, но могут достигать в ней часто даже больших высот, чем мальчики, даже если их характер по своей сути импульсивный и сумасбродный, капризен и упрям, переменчив и стервозен. Эти качества, как и им подобные, широко распространенные среди представителей женского пола исключают продуктивный контакт человека со светлыми силами. Таким образом, женщины чаще всего контактируют с темными силами, которые, с одной стороны, достаточно могущественны, чтобы выполнить любое желание колдуна, но с другой стороны, эти силы заставляют человека общаться только с ними, вызывая необратимую нравственную деградацию личности человека, превращая его из хозяина магических стихийных сил в раба темных сил, которые обычно не расстаются со своим жертвами до конца их жизни, даже если те и будут желать подобного результата всеми своими силами ума и души. Освободиться удается только одному из тысячи...
Встреча Гарри со своими друзьями в конце фильма наталкивает на "открытие" того, что травмы и несчастные случаи при занятиях магией или самостоятельных экспериментах – это совсем не опасно и может быть полностью компенсировано и исправлено (правда без четкого уточнения когда, кем и как...). Вроде как можно умереть, а потом воскреснуть легко и просто без какого-либо ущерба для себя (физического, психологического, психического, умственного, духовного) на будущее. Это очередная откровенная ложь, о чем люди могут узнать обычно только тогда, когда они уже навсегда расстались со своим телом, то есть умерли. Даже если человек и остался жив каким-то чудом, то вести прежнюю нормальную полноценную психическую жизнь он уже не сможет никогда, даже если им будут многие годы заниматься лучшие врачи и специалисты всех остальных областей человеческого знания.
Совершенно безнравственным и отвратительным выглядит ситуация, рассказывающая о том, что для достижения своих желаний возможно и оправдано использование обмана взрослых и даже наставников по магии. Это в корне подрывает самые основы педагогики, внося полнейшую анархию в процесс воспитания детей, вызывая в них психологическую деструктивность и духовную демонстративную оппозицию.
Подпитывать эти негативные элементы будет и мысль о том, что за непослушание подростков в школе магии нет серьезных наказаний. Что дети и будут невольно переносить в свою реальную жизнь на отношения с родителями, учителями и другими взрослыми-наставниками, пропагандируя вседозволенность и полнейшую свободу действий в зависимости от своего мимолетного каприза или прихоти, ничего общего не имеющими с жизненно важными ценностями и потребностями.
Романтическая линия фильма вырабатывает у зрителя представление о легкости и увлекательности освоения магии, что-то вроде непринужденного путешествия в таинственный и загадочный, экзотический и удивительный, прекрасный и романтический, красивый и изящный, доброжелательный и интригующий мир. Труда и забот мало, а приятных впечатлений и острых ощущений много. На самом деле, это обычная психологическая ловушка для наивных и доверчивых подростков, вызывающая у них сильнейший ажиотаж относительно изучения магии.
Фильм заставляет думать многих, особенно детей и подростков, что в соревновании допустимо обижать, унижать и оскорблять, травмировать и даже делать то, что может привести к смерти другого человека, ничего не сделавшего тебе лично плохого и относящегося к тебе достаточно хорошо, но  более слабого, в том числе и девочку, как представителя прекрасного пола. Это извращает понимание всей системы человеческих отношений, представляя зло как норму поведения и общения, построения отношений с окружающими.
А сознательное и целенаправленное унижение девочки в фильме порождает в душах зрителей-мальчиков принципиально искаженное представление о мужественности, о том, что такое настоящий мужчина. Если подобное представление сохранится и закрепится (родителям некогда разбираться в нюансах мыслей и чувств своих детей, не говоря уже о возможности применении мер по коррекции выявленных заблуждений и ошибок у детей), то нравственное и духовное благополучие такого мальчика в будущем будет исключено в принципе. С чем автору этих строк и приходится сталкиваться постоянно многие годы своей профессиональной работы.
Интересно, что идея фильма о том, что подросток лишь в силу своего понимания добра и зла может или даже должен использовать свои знания и умения магического (или любого другого) плана исключает для него возможность полноценного понимания и усвоения классических нравственных и духовных норм жизни. "Зачем мне еще что-то узнавать и понимать, если я и так все уже знаю", - вот распространенный мотив среди подростков, даже тех, кто не занимается магией. А тут ему еще и реальный и конкретный аргумент в руки, против которого мало кто из взрослых может эффективно выступить.
Даже с чисто психологической точки зрения, без учета главных духовных принципов, идея фильма о том, что зависть и злоба, высокомерие и гордыня совместимы с изучением магии и в обычной жизни вызывает принципиальное отторжение у профессионального психолога, потому что она дезориентирует зрителя и в житейском и магическом аспекте. Безнравственность – это всегда было, есть и будет плохо. А мощное оружие в руках авантюриста – это повторение трагедии для многих людей как во времена Нерона и Наполеона, Гитлера и Сталина.
Безобидные повреждения и опасности, которые были у Гарри Поттера во время путешествия в магическом мире, синтезируют иллюзию, что во время подобных путешествий тебя кто-то обязательно будет охранять и защищать от опасностей и нападений, в том числе и от самых могущественных представителей темных сил. Поэтому, мол, самому и не нужно особенно об этом волноваться, тем более, если в качестве мотива путешествия выбрана вроде бы красивая и положительная цель. Это же утешает многих тревожных зрителей, давая им в руки мысль о том, что стихийные и темные силы – это что-то вроде хищных зверей, но в своего рода клетках причудливого зоопарка и поэтому не сильно опасных.
Нигде в фильме не сказано и о том, что для магических экспериментов, путешествий в потустороннем мире, изучении магии вообще необходим целый комплект моментов: наличие психического здоровья в принципе, психологического равновесия и устойчивости высокой степени развития и совершенства, которые если и возникают у человека, то после 20-30 лет целенаправленной работы над собой под руководством духовного наставника. А в обычной жизни подобные вещи встречаются в 2-3 случаях из тысячи.
Своеобразно выглядит и мысль автора книги о том, что детского ума и сообразительности достаточно для преодоления сложностей путешествия в мире магии, хитрых и коварных, жестоких и агрессивных, очень умных и предельно психологически изощренных темных сил. Достаточно вспомнить ужасные и страшные 30-летние страдания духовного чада Серафима Саровского – Мотовилова, в которого вселился представитель темных сил. И это было со взрослым, смелым и решительным, психически прежде здоровым и сильным,  неглупым и неплохим человеком. А что же говорить о детях и подростках...
Тот факт, что в самой школе магии допускается присутствие людей, носителей темных сил (бездуховных, безнравственных, плохих по своей сути) в качестве преподавателей можно расценивать как попытку примирить нравственность зрителя с присутствием плохого в его жизни, подавая это не как элемент зла, с которым нужно бороться изначально руководству школы и всем остальным, а как зло в виде нормы жизни каждого человека, которое не должно оцениваться отрицательно, так как является естественным и закономерным. Это и попытка деформировать духовную структуру мировоззрения зрителя в сторону ее деструктивного преобразования, иначе говоря, принципиальной нравственной деградации. Для духовно слабых людей получается удобная позиция: если зло может находиться вне и внутри меня и в других людях, то видимо так положено, а значит и бороться с ним нет смысла.
Хорошо, когда подросток считает, что добро всегда побеждает. Но плохо, если он при этом полагает, что его собственные добрые силы обязательно победят, при любом раскладе сил самые могущественные темные силы, да еще и автоматически  восстановят нанесенный ему физический и психический ущерб.
У большинства зрителей остается после фильма впечатление, что занятие магией – это настолько важно и серьезно, престижно и замечательно, что подразумевает наследственность, фамильные традиции, передачу знаний от поколения к поколению, в том числе и на генетическом уровне.
У самых простых зрителей-подростков приходит мысль о том, что магией нужно заниматься в первую очередь для того, чтобы расправляться с неугодными взрослыми. Тем более, что из фильма идет идея о том, что в мире нет сил, которые были бы выше и могущественнее, чем магические.
Магия представляется панацеей от всех бед и проблем, иначе говоря, можно стать успешным и благополучным без всякой работы над собой, если у тебя есть магия. Про духовную работу речи не идет вообще, и никто из подростков и не подозревает, что это самое главное, несмотря на то, что этот процесс очень труден и сложен, напряжен и долог, опасен и противоречив, неоднозначен и своеобразен, требует обязательного наличия духовного наставника, весьма совершенного в духовном плане.
Вот и получается, что, по мнению авторов фильма, в жизни важно иметь не правильные принципы и убеждения, внутренние правила и законы, взгляды и представления, желания и стремления, мысли и чувства, а лишь выглядеть чисто внешне благопристойно, оставаясь при этом носителем принципиально отрицательной сущности в нравственном и духовном плане.
Отсутствие разделения в школе магии по ее цветам, как символам нравственной сути наводит на мысль, что нет необходимости задумываться о том, что белая и черная магия совершенно противоположны по своей сути. И поэтому вызывают в человеке, его уме и душе абсолютно противоположные по сути изменения. И в случае изучения черной магии эти изменения чаще всего носят необратимый, драматический и тупиковый характер. 
Внешняя картина непринужденного учебного процесса в школе магии вызывает очередную иллюзию о том, что процесс изучения магии не требует со стороны наставников предельно серьезного, основательного и постоянного контроля и руководства за мерой постижения и погружения в мир магии, а также за индивидуальными закономерностями и особенностями эволюции личности каждого ученика в школе.
Эта мысль сопровождается обычно и похожей на нее – о том, что изучение магии не требует к себе особо серьезного отношения со стороны изучающего. Это вроде как можно делать вполсилы, без особого напряжения ума и души.
Авторы фильма пытаются внушить зрителям, что  изучение магии - это только интеллектуальный процесс, без психологической, психической, нравственной и духовной подоплеки. И поэтому он не требует постоянного и серьезного самоконтроля, который сам требует длительной и сложной, напряженной и болезненной выработки. Да и вроде бы не надо заботиться о своей душе, чтобы не нанести ей непоправимый и гигантский ущерб, который обесценит любые достижения в магии. А раз нужно лишь решать уравнения, то для этого будет достаточно уровня ответственности и серьезности, мудрости и психологической гибкости подростка. И это в то время, как еще никто и никогда из взрослых людей изначально не обладал даже только этими качествами в должной степени, чтобы изучать магию на свой страх и риск.
Чтобы усилить психологический эффект от фильма авторы рассказывают нам, что изучение магии начинается уже с практических навыков, без должной предварительной хотя бы информационной подготовки. Это опять же вводит в заблуждение о том, что при изучении магии совсем не обязательно знать меры серьезной защиты от стихийных и темных сил. Достаточно мол, порой и того, что человек имеет некоторые черты характера, которые могут в принципе успешно компенсировать дефицит даже элементарных магических знаний и умений при общении с потусторонними силами или их представителями среди людей.
Спокойное и вроде как доброжелательное отношение наставников к проявлению злобы и агрессивности, жестокости и бездушия, любых отрицательных мыслей и чувств своих подопечных тем самым как бы предполагает их возможное существование в жизни и в душе учеников магической школы.
С другой стороны, пытаясь замотивировать зрителей на изучение магии, авторы подспудно доносят мысль о том, что окружающий мир – это мир жестокой конкуренции, авантюры и интриги. И так было всегда, так есть и будет. И это должно восприниматься как естественный и закономерный, логичный и обычный момент для изучающего и применяющего магию. Иначе говоря, нападай первым, чтобы не проиграть, не остаться в аутсайдерах. Ведь прав всегда победитель и "победителей не судят". Поэтому "цель оправдывает средства".
Присутствие в школе представителей разных – и светлых и темных сил приводит нас к мысли о том, что первые не исключают для себя возможности сотрудничать с последними. Тем самым косвенно как бы высказывается мысль, что темные силы – это не так страшно и плохо, что они плохие в большей степени чисто внешне, а по своей внутренней сути они не лишены чего-то положительного и особенно интеллектуальных достоинств, способностей и талантов, включая и творческие задатки. При этом как бы забывается, что и сам дьявол был самым талантливым учеником Господа, но это не сделало его счастливым.
Незаметно нас подводят к мысли, что хорошее и плохое, доброе и злое, светлое и темное существуют постоянно рядом. И так было, есть и будет всегда. Поэтому ко всему плохому внутри себя и вне себя надо относиться спокойно, только спокойно не эмоционально, а логически – без отрицательной нравственной оценки. Если плохое – это естественно, то зачем работать над собой, зачем улучшать мир. Все равно все не изменишь. Обесценивается, таким образом, суть и содержание работы над собой в духовном и нравственном плане.
При анкетировании 2000 подростков (возраст 11-16 лет) о фильме  выявились определенные закономерности:
85 % ответили положительно на вопрос "Хотели бы вы обучаться в такой школе магии"?
82 % согласились с тем, что такая школа является хорошей и правильной;
73 % готовы предпринять такое же путешествие, как и Гарри Поттер, в потусторонний мир;
69 % хотели бы подражать всем действиям Гарри (что включает в себя обман, убийство, жестокость, непослушание,  стремление к авантюрным приключениям, жажду острых ощущений и другие негативные моменты, изложенные выше);
91 % одобряет все действия Гарри;
94 % не увидели в фильме ничего особенно плохого, что могло бы явиться основанием для совета другу не смотреть этот фильм;
92 % после просмотра фильма ощущали сильное неоднозначное возбуждение, суть которого чаще всего не могли выразить. Некоторые были готовы идти и расправляться со своими обидчиками и наказать их "по полной программе", что  называется от души.
88 % стали считать магию интересной и нужной;
81 % стали положительно относиться к изучению магии в любом виде;
76 % готовы научиться некоторым приемам и использовать магические знания уже сейчас, не откладывая в долгий ящик;
79 % ощутили зависть к Гарри оттого, что он знает что-то в магии.
Задумайтесь над этими цифрами, ведь только в Москве уже существует несколько сот школ магии, да и учебник по магии можно купить почти на каждом углу... Не говоря уже о том, что на почве магии и оккультной философии заработали шизофрению более 10000 москвичей трудоспособного возраста.
Если же смотреть на фильм не с психологической, а с духовной точки зрения, то степень лояльности в его оценке резко уменьшается. Точнее сказать, что в данном ракурсе фильм (как и книга) не допускает никакой к себе лояльности, так как занятие магией, не зависимо от ее цвета, принципиально осуждается Церковью, особенно православной, и считается одним из самых страшных грехов. Привитие же представления о том, что грех может быть красивым и интересным, относительно безобидным или даже полезным – это не просто глупость – это идеологическая диверсия и агрессия. И отношение к ней должно быть строго однозначным.
И никак иначе, так как человек и так греховен по своей сущности и лишние искушения никакой пользы ему никогда не приносили и принести не могут. Поэтому просьба к родителям: внимательнее относитесь к тому, что ваш ребенок читает и смотрит, если не хотите получить в итоге морального или психического инвалида, растить которого, как это видно из опыта профессиональной работы автора, не только очень трудно, но почти невозможно.